Цветные "Офицеры" и ремейк "Подкидыша"

Советская киноклассика будет кормить еще не одно поколение кинематографистов в нашей стране. Компания "Формула цвета" - создатель цветных версий фильмов "В бой идут одни "старики", "Волга-Волга", "Подкидыш" и "Веселые ребята" - представила колоризованную версию картины Владимира Рогового "Офицеры". Пока только на DVD. С генеральным директором компании "Формула цвета", режиссером и продюсером Марком Левиным побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм.

Известия: Когда состоится телевизионный показ цветных "Офицеров"?

Марк Левин: Это решает "Первый канал". Я не мог бы назвать дату, даже если бы знал. Известно, что между каналами существует борьба за зрителей, контрпрограммирование и так далее. Так что для самых нетерпеливых мы выпустили DVD-релиз. Неплохой новогодний подарок.

И: С какими особенностями колоризации вы столкнулись, работая над фильмом Рогового?

Левин: Во-первых, мы понимали свою ответственность. Я считаю "Офицеров" шедевром, и не я один. Достаточно вспомнить, что в 1971 году многомиллионная аудитория журнала "Советский экран" признала "Офицеров" лучшим фильмом года, а Василия Ланового, исполнителя роли Ивана Вараввы, - лучшим актером.

Действие фильма охватывает 1920-1960-е годы. Разное историческое время диктовало и соответствующую цветовую гамму. В цветной версии хорошо смотрятся места съемок в Москве, Ашхабаде, Севастополе. Но испанские эпизоды снимались в павильонах, и это в колорированном варианте видно. Мы работали с военными архивами, восстанавливали костюмы и детали, ордена, медали. Сложность была со звуковой дорожкой, пришлось после оцифровки негатива звука, добавлять шумы, чтобы создать среду.

И: Сколько времени ушло на колоризацию "Офицеров"?

Левин: Более четырех месяцев.

И: Режиссер уже не может защитить свое творческое видение. Фильм снимался в черно-белом варианте, оператор творил определенную "картинку", но приходят новые люди и решают, что фильм должен выглядеть иначе. Разве это справедливо?

Левин: Если рассуждать с юридической точки зрения, в советские времена режиссеры не обладали ни авторскими, ни тем более имущественными правами. Они получали зарплаты, премии, постановочные выплаты в зависимости от категории фильма и числа копий. Платило им государство, генеральный и единственный продюсер в стране, значит, оно и обладает имущественными правами. Сегодня государство делегировало управление данным имуществом компании "Госфильмоколлекция". С ней мы и работаем. А также с "Мосфильмом" - обладателем прав на собственную коллекцию.

И: Как решается проблема авторских прав?

Левин: Права на черно-белый вариант фильма всегда остаются у прежних владельцев, а колоризованный принадлежит нам. Это новый копирайт, и Министерство культуры выдает новое прокатное удостоверение фильма. Правовые вопросы в отношении "Офицеров" решались так, как того требует законодательство Российской Федерации. Фильм был снят на студии Горького в 1971 году, но в 90-е годы права были переуступлены третьим лицам, а сегодня "Офицеры" принадлежат унитарной компании "Госфильмоколлекция". Мы заключили с ней договор и заплатили достаточно много денег, чтобы приобрести права на переработку.

И: Сумму не хотите озвучить?

Левин: Могу лишь сказать, что общий бюджет по "Офицерам", включая колоризацию, - больше миллиона долларов.

И: Чья компания "Формула цвета" - российская или американская?

Левин: Стопроцентно российская. С американскими специалистами мы сотрудничаем, размещая заказы. Там отработанные технологии, которые со времен Теда Тернера сильно шагнули вперед. Вот пример: в 80-е годы колоризаторы были ограничены лишь несколькими градациями серого цвета. Сегодня сканированная пленка уже может содержать свыше тысячи оттенков серого. Уже поэтому колоризация "Касабланки" и, скажем, "Волги-Волги" или "Веселых ребят" - это огромная разница. Могу успокоить кинообщественность: негативы фильмов остаются в черно-белом варианте, причем отреставрированном. Пленка стареет и периодически требует восстановления. Этим прекрасно занимается Госфильмофонд. Мы передаем туда отреставрированный - подчеркну, за наш счет - цифровой негатив, а сами работаем с фильмами на цифровых носителях.

И: Вашим партнером является и "Первый канал"?

Левин: Все началось с показа 9 мая 2009 года фильма Леонида Быкова "В бой идут одни "старики". Канал получил не только высокие рейтинги, но и хорошие отзывы, что не всегда одно и то же. Стало понятно, что молодежная аудитория готова смотреть цветные версии старых картин. Мы согласовали с руководством список из 10-12 фильмов. Есть в советской киноклассике картины, которые мы не будем трогать, - фильмы Андрея Тарковского, "Летят журавли" Михаила Калатозова или "Гамлет" Григория Козинцева. А вот "Подкидыш" - почему нет? Цветная ретро-Москва очень хорошо смотрится. Кстати, с нашими американскими партнерами мы подумываем о ремейке "Подкидыша".

Вита Рамм

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе