В глубине телевизора. Мария Ватутина о том, что показывали россиянам на Новогодние праздники

1. Рассуждения о недостатке патриотического кино, патриотического телевидения, о преобладании или развлекательных пошловатых жвачек, или явно антинародной, антигосударственной идеологии в творческой продукции кажутся мне, в основном, назывными, то есть именно констатацией фактов и разной степени сетованиями и недовольством.
Фото: smotrim.ru


Между тем я задумалась, почему на протяжении всех новогодних праздников по центральному телевидению и многим другим каналам, которые у меня подключены дополнительно (по минимуму), не было чего смотреть такого, по поводу чего возликовала бы душа.


Ну представим, что есть такие передачи и кинофильмы, эффект от которых не зависит ни от душевного состояния, настроения, ни от вкусов, а именно что очень подходят к российским новогодним праздникам и приносят незабываемую радость, если уж смириться с тем, что нам эти новогодние праздники, по сути, навязали. Можно было их посвятить нашим солдатам, тем людям, которые каждый день под обстрелами, а нам как бы сказали: не-не, вы же хотите отдохнуть от военных новостей, вы же нежные, ранимые, нет, давайте будем праздновать, как будто ничего не случилось. Ну ок. И где жефеерия воодушевляющих, самых лучших фильмов и передач, не отдающих сырым подвалом и плесенью?

Наблюдения такие. Те фильмы, которые мы смотрели на Новый год всегда, как раз-таки шли – по всем каналам, почти одновременно, и с несколькими назойливыми повторами. Их смотреть не хотелось. Может быть, перекормили. Может быть, не все они вообще к Новому году относятся, например, великий фильм «Добровольцы». Или «Брат». А по таким фильмам, как «Ирония судьбы…», «Карнавальная ночь», «Старый новый год» нужно бы нам соскучится. И особенно обескураживает то, что набор традиционных фильмов на всех каналах состоит из одинаковых трех-пяти наименований, словно Госфильмофонда не существует.


А если крутили сериалы – то зачастую один на весь день. Интересен ход мыслей администрации телеканала, запускающего один сериал на весь день: пусть люди проведут у экрана сутки? или – ничего, мы еще два раза крутанем, и те, кто отвалился на пятой серии, досмотрят через полгода? или так проще – завел один фильм и идешь из кинорубки на все четыре стороны по своим делам?


Иностранная классика, лучшие фильмы лучших мировых режиссеров – это просто табу на первых кнопках.

Создалось впечатление, что центральным каналам либо запретили ставить хорошие западные фильмы, либо они решили не нарушать правовые нормы проката и ставить без разрешения, то ли… Есть у меня одно предположение. Очень часто теперь мелькает реклама сайтов, на которых можно посмотреть новые фильмы по подписке за плату. Такое впечатление, что получателями прибыли там являются руководителями здесь. То есть первое, что напрашивается, это решение ввергнуть в скуку и удрученность зрителей обычного телевизора и отправить их смотреть платное кино туда.

Но почему по всем каналам прогнали на праздники столько старых чернушных боевиков, словно это были не новогодние и рождественские торжества, а дни памяти кровавых девяностых? «Бумер», «Бригада» – это еще цветочки.


Концерты всех мастей смотреть не хотелось совсем. Вот уж пир во время чумы. Любые формы подобных музыкальных излияний изжили себя в принципе. Спасибо, конечно, что певиц стали одевать. То есть, наконец, помимо белья на них что-то появилось из одежды. Но снимать концерт в зале и крутить его по телевизору, перебивая иногда новостями про обстрелы Донецка и упоминанием наших павших, это посильнее «Фауста» Гете. Но в плохом смысле.


Почему несколько прекрасных советских сказок – «Варвара-краса, длинная коса», например, шли часа в три ночи по второстепенному каналу, и где все остальные наши гениальные сказки в условленное время в программе телепередач на главных каналах – недоступно пониманию! Помню, все советские дети знали день и час выпуска «В гостях у сказки», а также фильмы для детей и юношества на образовательном канале.

Зато Первый канал опять отличился новым проектом «Подкаст.лаб». Кто спросит, кстати, с Первого канала за провалы предыдущих трех-четырех проектов последнего полугодия, которые завелись в хозяйстве у Эрнста, но быстро умерли? И почему Первый канал все время плюет нам в лицо, демонстрируя бездарность и отсутствие своих идей? Почему профанацию деятельности в упор не видят кураторы телевидения? Я, признаюсь, включила эту передачу пару раз. Пустота. Бездонность пустоты. Зачем это делают?


И вот у меня вдруг возникло еще одно предположение. А может быть, многие руководители телеканалов не только не умеют делать телевидение, но просто не любят его? Ведь обычно не любишь заниматься тем, что у тебя не получается. Ну неужели в здравом уме можно так подставляться, давая «добро» на подобные новые проекты и при этом не имея никакого представления о действительности, демонстративно отрекаясь от действительности.


Это можно только намеренно делать. Если вам плюнули в лицо и, извиняясь, сказали, что это как-то случайно вышло, не верьте. Мне интересно, Константин Эрнст и другие руководители его канала, владельцы – они часто смотрят телевизор и получают ли удовольствие? Или они сидят в компьютере, в личных кабинетах банков, в кабинетах чиновников, на дачах, где-то еще, а в телевидение не верят, то есть убеждены в том, что это уходящая натура, а весь народ на самом деле тоже сидит в интернете и ловит там информацию, кино, музыку? Вот прям и в деревнях, и в райцентрах, и в хрущобах, и в бараках без воды и центрального отопления?! И что включают простые люди телевизор, только если там голые девки поют и клубничку про Бари Алибасова показывают? Типа, людям и не надо ничего высокого, умного и глубокого в телевизоре, нечего и стараться? Это как же надо не уважать свой народ, устраивая геноцид русской культуры.


Сами, конечно, эти телегены (генеральные директора) не уйдут, а владельцы не отдадут свои медиа Маргарите Симоньян. Но они в упор не понимают и «линии партии», хотя партия у них, видимо, какая-то другая, не та, которая сейчас должна мобилизовать и объединять народ, вдохновлять на экономические подвиги и созидание, на «индустриализацию» и «коллективизацию» нового времени.


2. Правда, третья гипотеза самая смелая. Иногда доходят слухи о том, что и кураторам не очень хочется, чтобы народ вдумывался в политические решения, присматривался к ситуации на фронтах, эмоционально был вовлечен в поддержку Донбасса. Придерживают, может, наше телевидение и прочие СМИ?

На праздники отменены все политические ток-шоу по Первому каналу, «России-1», ТВЦ, НТВ. Это такое культурно-идеологическое прекращение огня. Словно нам сказали: ну притворимся дней на десять, что войны нет, и ничего страшного, что на эти десять деньков СВО и донбасские все дела выпадут из вашего поля зрения. Не смотрим в эту сторону. Там повоюют и без вас. Идите стругайте салатики, гуляйте с детьми. И телевизор вообще поменьше смотрите. Зачем вам вся эта информация, займитесь семьями своими. Так, за десять дней политическое телевидение слило в унитаз все, чего добивалось с февраля 2022 года – вовлеченность народа в военную операцию, сопереживание своей армии, желание чем-то помочь и главное – формирование своего отношения к причинам и целям СВО, понимание, в какой точке координат находится Россия в международных отношениях. Этот процесс был практически круглосуточным. Но, оказывается, этот цех непрерывного производства можно останавливать. Ну, посмотрим, как отвыкшие от информационно-политического фона люди вернутся снова в аудиторию.

30 декабря, когда по телевидению уже идут новогодние передачи, в ночное время ставят по «России-1» фильм 2021 года с Лией Ахеджаковой в главной роли. Комментаторы под моим постом об этом любопытном факте пишут, что они против «гонения по политическим мотивам», что надо смотреть на качество самого фильма, а не на позиции актеров, что фильм – дело коллективное, что же, теперь остальные актеры должны из-за одной Ахеджаковой страдать? и нельзя запрещать актерам сниматься и т.д.?


То есть людям плюнули в лицо, а они подумали, что это дождичек. На природные явления мы же не обижаемся. Дело не в запрете на мысли, не в запрете на профессию. Речь вообще не об Ахеджаковой. Речь – о создателях сетки вещания. Речь о том, что в Новый год, когда к экрану повышенное внимание, практически все передачи имеют высокий рейтинг, просто потому что телевизор включен для создания радостного настроения, и это престижно, когда фильм ставят в новогоднюю сетку – вам заводят фильм, где главную роль исполняет актриса, позволяющая себе презирать русский народ, желать победы Украине в кровавом противостоянии, в котором погибают наши мальчики.


«Как же я устала от этого мнимого величия России. Хочу приехать в Украину после ее победы», – это ее слова. Но и в период съемки этого фильма Ахеджакова уже была ярой русофобкой. Я была на премьере спектакля «Первый хлеб», где в реальном времени у меня открывался рот на словах героини Ахеджаковой, которые та произносила на могиле отца-фронтовика: «…Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А, говнюк? Где оно, ваше спокойствие? …со своей войной носитесь. Защитили? И чо?…» Актриса с готовностью взялась играть эту роль, потому что такова и ее позиция. Этот монолог, из которого приведена мною лишь часть фраз, о том, что воевали зря, и победа – не победа, потому что якобы все настолько плохо, что уважения к победителям не может быть. Это подается не словами, а набором вопросов, мата и интонационной окраской.

Словом, видеть эту актрису в предновогоднем эфире – это все равно что Илью Пономарева пригласить экспертом в шоу «Шансон» или «Голос». Без этого руководство телеканала могло обойтись, вот в чем дело. Даже если бы у России был один этот художественный фильм за всю историю телевидения. Ну поставили бы концерт Хворостовского, запись вечера Ваншенкина в телестудии Останкино. А лучше Джанго, «Зверобой», стихи военкоров… Почему из многотысячных вариантов выбран фильм с русофобкой первого разряда? Вот в чем вопрос.


Основные претензии, конечно, к Первому каналу – эта «первая кнопка» вообще перестала мышей ловить. Неужели россиянам нужны развлекательные шоу с компьютерными аватарами, возрождаемая от бессилья передача «Угадай мелодию», лубочные распевания частушек, тиражи лотерей, пустейшая, статичная и неинтересная передача «Видели видео», издевательски идущая все выходные? Или весь день 31 января передача Андрея Малахова, где как бы возрождается культура застольного пения. Ну не весь световой день же!


А вот, например, анонс передачи «Часовой», которая шла в 7.40 утра, подзаголовок к которой, раскрывающий тему, – «СВО и боеваяподготовка»: «Представляем еженедельную развлекательно-познавательную программу об армии…» Развлекательную?! Бедные вы наши, как же вы боитесь чего-нибудь НЕразвлекательного.

Когда, наконец, телеканал «Культура» запустит передачи о современной поэзии? Они там вообще слышали о такого рода искусстве?


Вывод однозначный: сетки вещания каналов бедны, безжизненны, словно по ним Мамай прошел.


Среди хорошего – мелодрамы на «России-1», социальные сериалы на ТВЦ (а вот на «Домашнем» семейные мелодрамы все какие-то «несвежие», вялые), несколько премьерных фильмов по «России-1», фильмы и передачи на«Звезде», «Победе», но сериалы там все скучнее. СТС завел новый сериал, отдаленно напоминающий по стилистике «Игру престолов». Актеры есть из первого ряда, но пока понять сюжет не представляется возможным. Смайл. И задники в массовых панорамных сценах смотрятся дешево, потому что они и есть задники: облака стоят на месте и волны нарисованные не бликуют. Везде расчет на «сделать подешевле, продать подороже».

Такое впечатление, что все российское центральное телевидение перешло в режим экономии – финансовой, интеллектуальной, идеологической. Вместо того чтобы использовать свои ресурсы для демонстрации величия русской культуры, создания через произведения высокой пробы лучших образцов для граждан, облагораживания духовной жизни народа, телевидение сейчас на восемьдесят процентов – ширпотреб, заполняющий время, замещающий мозги мусором, совершенно не связанный с реальностью институт.


Телевидение России – это различные каналы разной формы собственности, государственные, частные и смешанные, но многими каналами в конечном счетевладеют одни и те же медиа-группы или руководители мощных промышленных конгломератов.


Если вести речь не о полноте информации или идеологической позиции каналов/их владельцев, а о политике формирования всей сетки, мы увидим, что болезнь у всех одна. Каналам важны рейтинги, потому что от рейтингов зависит рекламное наполнение, а значит, средства канала. Рейтинги формируются не на основе численности «просветленных» после просмотра передачи, а по количеству просмотров. Чем больше народа смотрит передачу, тем больше народа посмотрит и рекламу. Внутри этой схемы заложены логические сбои и ловушки безнравственности, потому что в итоге этой схемы каналы играют на низменных человеческих чувствах и приумножают их. Но в период с начала СВО и рекламодателей, конечно, посекло и поубивало санкциями по-крупному. Как жить бедному владельцу канала? На что создавать рейтинговые (в их понимании) передачи, а главное, зачем? Факт в том, что следует разобраться в критериях оценивания, формирования рейтингов, в том, какой контроль может и должно осуществлять государство над всеми телевизионными СМИ.

Согласно Указу Президента РФ от 24.06.2009 N 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» к таковым относятся:

Первый канал.

Владельцы Первого канала:

Росимущество – 38,9%, «Национальная медиа группа» – 29% – частный российский медиахолдинг, ТАСС – 9,1% (учредитель и владелец – Правительство РФ), Останкино – 3% (владельцы Росимущество и Агентство по печати и массовым коммуникациям);

телеканал «Россия» (Россия-1),телеканал «Россия – Культура», Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

Владелец – Правительство РФ;

телекомпания НТВ (открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ»).

Владелец – холдинг «Газпром-Медиа». По некоторым данным, «Газпром-Медиа» на 100% принадлежит «Газпромбанку».

ТВ ЦЕНТР– Москва (открытое акционерное общество «ТВ Центр»).

Владельцы –Правительство Москвы, «Центральная топливная компания» («ЦТК»), также принадлежащая Правительству Москвы.

А также: телеканал «Матч ТВ», «Петербург – 5 канал», детско-юношеский телеканал «Карусель», телеканал «Общественное телевидение России».

Так давайте выясним, в чьем ведении у нас телевидение.

Вот выдержка из Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»: «Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере /…/ массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе /…/систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности…»

Это, как говорится, раз.


Ну и в Правительстве РФ, конечно, есть вице-президент, который координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по вопросам, в том числе государственной политики в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Это Дмитрий Николаевич Чернышенко. Он же осуществляет координацию деятельности, в частности, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На минуточку, с 2015 по 2020 годы – генеральный директор и председатель правления АО «Газпром-Медиа Холдинг».Так что под рейтинги тоже заточен.


Есть, конечно, кураторы и в администрации президента РФ. Вон сколько людей! Неужели они телевизор не смотрят?

И напоследок. Пришел в голову еще один недоуменный вопрос: если столько «рейтингового» мусора на телевидении, куда они дели хорошее кино, музыку, передачи? И наступят ли когда-нибудь условия, при которых это все вернется на экраны?

Автор
МАРИЯ ВАТУТИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе