Запрос общества к исполнению принят

Владимир Ханумян: "Планку задают не зрители, а руководители медиа"

В понедельник в эфире появился обновленный Пятый канал (его презентация состоялась 3 марта в Москве в отеле Ritz Carlton, см. «НГ-антракт» от 05.03.10). Уже в первую неделю вещания стало понятно, что на телевизионном рынке появился серьезный игрок. Сегодня наш обозреватель Вера Цветкова разговаривает с генеральным директором холдинга НМГ-ТВ (куда помимо Пятого канала входит РЕН-ТВ, чей перезапуск впереди) Владимиром Сергеевичем Ханумяном о направленности и задачах Пятого канала. 

– Владимир Сергеевич, итак, медиареволюция началась? 

– Революция – нехорошее слово, хотя тоже связанное с Петербургом... С этим словом у нашей истории негативные коннотации, так что давайте подбирать какие-нибудь другие термины! 


– Ладно. Правда ли, что Пятый – это телевидение, какого в России еще не было? 

– В России, наверное, не было, но можно вспомнить советское телевидение, которое бывало и умным, и содержательным. Давайте признаем, что огромное количество людей в нашей стране всегда воспринимало телевизор как источник знаний, книга была источником знаний лишь для интеллигенции. Телевидение же с известных пор стало далеко не источником знаний – причем, так сказать, без предупреждения, зритель об этом не был «оповещен». 

– Вы хотите сказать, что и сейчас телевидение продолжают воспринимать, условно говоря, как кафедру – по крайней мере непросвещенное зрительское большинство? 

– Многие продолжают воспринимать как истину в последней инстанции то, что написали в газете или показали по телевизору. (Конечно, я не говорю о молодом поколении, которое многое черпает из Интернета). Мне кажется, очень важно – не сбрасывать это со счетов. Европейское сознание со времен Возрождения привыкло критически относиться к написанному. А в российской традиции все иначе – как известно, поэт в России больше, чем поэт. И телевидение – больше, чем телевидение. Сказанное, к примеру, в Англии критический ум англосакса осваивает, анализирует и препарирует, там слово может отозваться, а может и не отозваться. В России слово, произнесенное с экрана, оказывает очень сильное влияние – не отдавать в этом отчет невозможно. Кроме того, телевидение, пожалуй, единственный медианоситель, реально объединяющий нацию. ТВ не только информационное пространство – это прежде всего эмоциональное пространство, позволяющее нам с вами в Москве, нашим соотечественникам в Челябинске, Калининграде и Владивостоке одинаково реагировать на различные жизненные контексты, смеяться над одними и тем же шутками или переживать драматические перипетии в телесериалах. Хотят этого или не хотят руководители каналов – телевидение формирует социальные модели, модели поведения и, несомненно, ценностные ориентации. Есть такая книга «Америка, сделанная кинематографом». Вот метафорически сформулированная роль медиа в обществе. Я вообще убежден в том, что планку задает не массовый зритель. Запрос телезрителей не формулируется в виде «Мы бы хотели посмотреть то-то и то-то». Зритель не в состоянии ни сформулировать, ни артикулировать свой запрос, просто потому что не существует никакого «массового зрителя», есть просто множество людей с собственными предпочтениями. Зритель голосует, что называется, постфактум. Пультом. 

– Вбрасывается продукт – отслеживается реакция? 

– Сложность нашей работы как раз в том, чтобы почувствовать запрос. С одной стороны, понять, каким он мог бы быть, с другой – ответить на него яркими проектами. Такая вот простая задачка. В конечном счете, если следовать упомянутой выше метафоре, мы сами создаем мир, в котором нам предстоит жить. Что же касается Пятого канала, то это тот уникальный случай, когда есть возможность делать телевидение, которое могли бы – хотели бы – смотреть мы сами. 

– НМГ-ТВ заявило Пятый как «умного и знающего собеседника», интересного думающему зрителю. Можно ли в наше время одновременно быть и интеллектуальным собеседником, и экономически прибыльным каналом? 

– Осенью мы устраивали презентацию в «Видео Интернешнл», и Пятый канал как ресурс для продажи произвел на наших коллег из рекламного бизнеса очень сильное впечатление. Если все получится, Пятый соберет у экранов аудиторию, которую принято в маркетинге называть премиальной, что позволит достаточно прилично продавать канал. 

– И тем не менее самые высокие рейтинги – у трэшевых каналов. Какую зрительскую потребность восполняют они? Нереализованных желаний? Тягу к запретному и темному? 

– Трэшевое телевидение – оно слегка люмпенское: на такого рода чувствах легко играть, игра на понижение всегда беспроигрышна. Удивительно, но, согласно исследованиям, та категория зрителей, для которой телевизор все еще остается источником знаний, кто привык знания черпать из ТВ, воспринимает расчлененку, экстрасенсов и прочий бред как «серьезную» информацию. Российские традиции, как известно, лежат в другой плоскости и связаны прежде всего с попытками осмысления, с внутренней работой человека. Пятый канал не будет потакать так называемому простому зрителю, с одной стороны, и не планирует потрафлять интеллигентно-либеральному – с другой. Задача канала – вызвать у зрителей желание задуматься, желание узнать, понять. Взять на себя бремя развития самих себя. На мой взгляд, формируется запрос общества в новом высказывании – его может и хочет выполнить Пятый канал. На Пятом будут осмысливать, анализировать, исследовать, проговаривать проблему или факт – с разных точек зрения. Хочется, чтобы канал стал артикулированным пространством мысли, в котором зрителю удавалось бы получать более глубокие ответы, чем те, которые лежат на поверхности. 

– Последние годы все свидетельствовало о том, что современному телевидению личности не нужны. И вдруг Пятый объявляет, что делает ставку на личность ведущего!  

– Разные социально-политическиех этапы, которые мы прожили за последние 20 лет, выдвигали профессионалов разного типа. Эпоха жестоких политических баталий и социальных потрясений требовала Сергея Доренко, Александра Невзорова, эпоха перестройки – Владимира Молчанова и т.д. Сейчас большинства из них нет на экране не потому, что они стали хуже в профессиональном смысле слова – просто прошло их время. Телевидение последних лет в России было развлекательным и делало акцент на людях другого плана. Телевидение, которое возвращается к субъекту и обращается к зрителю как к личности, требует, чтобы и на экране была личность! Достаточно назвать их имена – Сорокина, Майоров, Собчак, Быков, Норкин, Стрижак – и не надо ничего дополнительно объяснять. Но речь не только о ведущих. Пятый канал видит свою задачу в том, чтобы привести на экран и сделать общественно-значимыми фигурами, ввести в общественный оборот, если хотите, людей, которых на экране много лет не было вообще. Яркие, интересные, умные, они оказались вне зоны ТВ не потому, что было принято какое-то политическое решение – просто парадигма развития телевидения последних лет не предполагала наличие таких персонажей. Развлекательное ТВ выдвигало других, так называемых гламурных героев, кочующих с канала на канал. Тип телевидения, которое предлагаем мы на Пятом, привлечет на экран ученых, писателей, профессионалов в самых разных областях жизни, людей ярких и состоявшихся... Кстати, это люди, без которых ни инновации, ни модернизация попросту невозможны. Пятый – это возвращение к той России, отличительной характеристикой которой всегда были напряженный поиск истины, рефлексия, желание узнать, осмыслить, придумать... 

– Прямо не знаю, что и сказать. Золотое десятилетие телевидения возвращается? 

– Если речь идет о 90-х, то телевидение того времени было, на мой вкус, слишком политически заточенным и ангажированным. Мне лично, честно говоря, не очень интересны политические контексты. Политика – важная часть жизни, но мне гораздо интереснее человеческий аспект, человеческое измерение, что ли. Контексты этические и эстетические. Мне бы хотелось более человеческого телевидения.

Вера Цветкова 

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе