От Ильинского храма, что возвышается на главной площади Ярославля, на Советской (Ильинской), к Волжской набережной и Дому Губернаторов (в нём сейчас Ярославский художественный музей) лучше всего добраться по Народному (Губернаторскому) переулку.
Храм Николы Надеина (1620-1622 гг.) в створе дубовского жилого дома 1937 года
Здесь Вам посчастливится повстречать удивительный храм с необыкновенной историей!
За Потерянной или Никольской в начале ХХ в. улицей (ныне она носит имя первого русского актера Фёдора Волкова) во дворе крупного П-образного жилого дома 1937 г. с аркой, созданного по проекту архитектора И.П. Дубова, Вы найдёте первый по времени появления каменный (по правде сказать, кирпичный!) купеческий храм на ярославском Посаде. Да и вообще, это первая каменная церковь, построенная после Смуты во всей Московской Руси! Отдельный респект советскому зодчему Дубову! Храм планировали взорвать в 1930-е годы из нужд строительства нового жилья, и если бы не дубовский «всеобъемлющий» дом, буквально обнявший и закрывший храм-старожил с трёх сторон, мы бы его попросту потеряли, как утратили 30 других ярославских церквей…
Ярославль в XVII веке переживал небывалый расцвет. Благодаря нахождению на Волжском пути «из варяг в персы» и на Архангелогородском тракте Ярославль оказался в нужное время в нужном месте, в эпицентре событий, на перекрестье торговли с Востоком и с Западной Европой, стал лидером международной торговли. Большие торговые обороты привели к расцвету ремесленного производства (около 100 видов ремесел были известны в городе), развитию и росту города во всех смыслах и направлениях. Вокруг городского посада возникают около двух десятков ремесленных слобод. Ярославль был 2-м по числу жителей после Москвы и 3-м по торговым оборотам после Москвы и Казани городом по всей Руси к середине XVII века. С десяток ярославских купеческих родов входили в самую богатую категорию государевых гостей. Их всего-то около 30 династий насчитывалось по всей Московской Руси!
Церковь Николы Надеина (1620-1622 гг.) была возведена на деньги местного купца международного масштаба, государева гостя Епифания Светешникова, за богатство и деловые качества прозванного «Надеей» или «Надежей». Если честно, его папу звали Андреем и, возможно, прозвище было отчасти ещё и отчеством. Несмотря на личную близость к царю Михаилу Романову, он, не сумев вернуть огромный царский «кредит» в размере около 6600 р. в срок, был поставлен «федеральными властями» в лице пришедшего к трону сына помянутого основателя династии Алексея Михайловича даже не «на счётчик», а «на правёж». При «Тишайшем» ярославского государева гостя, отеческого друга, 66-летнего ярославского олигарха замучили до смерти в заточении. Не помогло и то, что в лучшие свои годы он помогал своими деньгами царю, сам давал в долг! Все его солеварни, медеплавильные и прочие предприятия отошли к казне. Что любопытно, через несколько лет царь всё вернул Надеиным детям! На века осталась о Надее добрая память за этот замечательный образец ярославского храма «золотого» XVII века. Конструктивно и композиционно храм близок Ильинскому. Куполов изначально было тоже 5 на четверике, но 4 боковых купола в XIX веке убрали для облегчения сводов. А шлемовидная форма купола, покрытого лемехом, напоминает о великоновгородском происхождении купеческого рода Светешниковых. В годы опричнины их предков Иван Грозный переселил в Ярославль из Великого Новгорода.
Прихожанином данного храма был основатель русского театра Федор Волков. Жил он неподалеку в доме отчима – купца Полушкина (дом сохранился по ул. Советская, д.3). Именно в этом храме он нашел применение своим художественным талантам: по его эскизам был вырезан мастерами-резчиками по дереву замечательный двухъярусный барочный иконостас с апостолами и ангелочками, сохранившийся в храме. Бытует мнение, что безбородый апостол Иоанн Богослов в скульптуре – это волковский автопортрет. Если Вы окажетесь в городе с 1 мая по 1 октября, то можете попасть внутрь храма и увидеть его своими глазами. Храм входит в состав Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Иконостас храма Николы Надеина, выразанный по эскизу первого русского актёра Фёдора Волкова
Без бороды крупным планом апостол любви Иоанн Богослов - вероятный "автопортрет" Фёдора Волкова
Единственный прижизненный портрет "российского театра первого комедианта" Фёдора Волкова кисти А. Лосенко