Александр Рукавишников: Мы живём не в той России и не в той Москве!

Автор московских памятников Высоцкому, Достоевскому и Никулину - о настоящем облике российской столицы, о том, где находится русский Копенгаген, и о своей новой задумке - памятнике Фёдору Шаляпину в Плёсе.
Александр Рукавишников - третий мастер в династии потомственных скульпторов Рукавишниковых - приехал в мае в Плёс на Дачный фестиваль имени Фёдора Шаляпина
Фото: Михаил ФРОЛОВ


В мае Плёс - один из самых небольших российских городов, ставший зато источником вдохновения для сотен картин Исаака Левитана, - принимал на Волге Дачный фестиваль имени Шаляпина. Уже третий по счету, в программе которого был и концерт пианиста-виртуоза Дениса Мацуева, и выступление Центрального военного оркестра Минобороны. В рамках фестиваля на набережной Плёса был заложен и камень в основание памятника Фёдору Шаляпину - еще одному знаменитому дачнику Плёса. Участники пресс-тура "Плёс — культурно-исторический проект и объект событийного туризма" (организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА "Россия сегодня" для журналистов российских, белорусских и союзных СМИ) пообщались с автором проекта памятника - Александром Рукавишниковым. Его работы хранятся в Третьяковке и Русском музее, а главное - стали частью Москвы, Новгорода, Тольятти, Смоленска и многих других городов.

- Каким будет плёсский Шаляпин?

- У меня уже есть небольшой форэскиз из пластилина. Певец сидит, на перевернутой лодке: вот просто пришёл, сел и смотрит на Волгу. Рядом стоит девочка лет четырех-пяти с собакой-дворнягой. Почему девочка? Это, может быть, сама Россия.

- У вас есть какая-то любимая ария или песня в исполнении Шаляпина?

- Нет, конечно, - выделять так было бы наивно. Вообще, когда говорят о творчестве других людей, обо мне, в том числе, - уважения часто заслуживают вовсе не те произведения, которые любят люди и которые популярны. Да и к тому же я боюсь судить о том, чего не понимаю!


Слева направо: Александр Рукавишников, губернатор Ивановской области Павел Коньков и председатель Совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов на торжественной церемонии закладки камня в основание памятника Фёдору Шаляпину
Фото: Михаил ФРОЛОВtrue_kpru


- Интересно было придумывать скульптуру для Плёса?

- Я никогда не был в другом подобном городе в современной России. Когда я ехал сюда два года назад, по приглашению моих друзей, Инги и Тимербулата Каримовых, я знал, что тут интересно, много слышал об этом месте... Но не мог и представить, чтобы настолько все идеально было сделано - куда ни бросишь взгляд! Я бы сравнил это малюсенькое местечко с Копенгагеном (я выделяю этот город среди других, он даже лучше, чем Лондон: я там не видел ни одного места, где что-то не то). Вывески, вырезанные навершия труб...

- Москва в этом плане вам как видится?

- Она меня просто убивает. Представьте Москву дореволюционную: загадочный город с кривыми улочками-переулками, с Хитровкой, беспризорниками... И какое же убийственное изменение претерпел город благодаря всем этим так называемым городским руководителям, начиная с Луначарского. Благодаря всем этим промысловым, гришиным Москва стала совершенно другим городом. Мы живем не в той России и не в той Москве! А что касается скульптуры… Может быть, я всем надоел своими речами, может, я сумасшедший, - но то, что все время ставится и в столице, и около Кремля, - это кошмар, на мой взгляд.


Иосиф, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский, отслужил молебен на месте будущего памятника
Фото: Михаил ФРОЛОВtrue_kpru


- Когда появится ваш памятник в Плёсе?

- Тут все зависит от отмашки. Я уже старый человек, много сделал. Я знаю, что если просто так начать, то может вообще ничем не кончиться. Я, конечно, могу отлить за свой счет, так не раз бывало... Тут концептуально нужен договор, первые деньги. Это как у портного: вот тебе ткань, вот три рубля, начинай. Мы договорились с Темирбулатом Каримовым (председателем Совета Плёсского городского поселения - ред.) , что он приедет в Москву, мы соберемся и решим, когда начинаем работу. А работаю я быстро. Срок не влияет на качество. Бывает наоборот. Можно вещь “засушить”, сделать ее мозговой: там не будет эмоциональной наполненности.


Форэскиз памятника. Этот вариант городской скульптуры - еще не окончательный. 
Фото из газеты "Плёсский вестник"


- Как относитесь к тому, что скульптуры сходят с постаментов?

- Да, это всё допустимо, есть веселые скульптуры – всякие вылезающие сантехники, огурцы, сырки. Но не обязательно постамент – это плохо, и нужно ставить низко. Не в этом дело. Вот в случае с Шаляпиным - это будет как раз не памятник, а парковая, или городская, скульптура. Главное – понимать, что ты делаешь. И задачу эту выполнять. Очень важен контекст – где ты работаешь, какие ритмы, горизонтали, тектоника. Чтобы не получились просто человечки, машущие руками. То они машут автоматами, то касками пожарными...

Автор
Алексей АРХИПОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе