Наше русское безразличие

Во многих селах храмы обречены на постепенное разрушение. Особенно печально, когда древний памятник архитектуры гибнет на глазах у местных жителей, которые видят это разрушение и ничего не предпринимают. Такова судьба храма села Аристова, дата постройки которого в камне относится к концу XVII века. 

Три придела 

Вокруг церкви – трава в человеческий рост. на крышах четверика, алтаря и уже почти разрушенной трапезной растут молодые деревья. кровля разобрана. внутри храма царит полное запустение, на полу – груда кирпичей. причем храм этот находится в самом центре села, а не на кладбище каком-нибудь. 



Церковь села Аристова относится к числу вотчинных, которых в селах Ярославской области сохранилось не так уж много. Впервые о ней упоминается 28 февраля 1646 года в грамоте Ростовского митрополита Варлаама на построение в поместье Ивана Гавриловича Чирикова, в селе Аристове, деревянной церкви. Этот первоначальный храм освятили во имя Пресвятой Троицы. Было у церкви еще два придела, один в честь иконы Казанской Богоматери, другой – святого Иоанна Богослова. После митрополита Варлаама на ростовскую кафедру пришел Иона Сысоевич. При нем Ростовская епархия объединилась с Ярославской. Тогда же, при священнике Троицкого храма села Аристова Фоме, у храма появился третий придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая. 

Тот храм, развалины которого сохранились до нашего времени, построен в 1679 году. Разрешение на его строительство получено от митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича. В данной им грамоте было сказано о построении в селе Аристове каменной церкви одноименного названия со старой в честь Святой и Живоначальной Троицы. 

Окна с иконы 


Во время пребывания Ионы Сысоевича на кафедре Ростовской и Ярославской епархии в городе Ярославле и его округе активно развернулось каменное строительство. Это стало возможным благодаря существованию у митрополита артели строителей и художников, которая содержалась на средства его епархии. Не исключено, что эти мастера могли принимать участие и в строительстве каменного храма села Аристова. 

Летняя часть храма Живоначальной Троицы села Аристова размещается в верхней части четверика, а зимняя – в нижней. Четверик храма окружен двумя галереями, пристроенными с северной и восточной его частей. Главным украшением южного фасада служат расположенные треугольником небольшие окна, среднее из которых имеет полукруглое завершение. Они организованы в таком же порядке, как и человеческие фигуры на Рублевской иконе Святой Троицы, символизирующие три ипостаси Бога: Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Наверное, архитектор, проектируя храм, вдохновлялся этой иконой и попытался воплотить ее мотив в архитектурном решении окон южного фасада храма. 

Убранство всех остальных окон простое, они завершаются треугольными или килевидными рамками, выполненными с помощью полувалика. К летней части храма ведет широкая лестница, у основания которой возвышается шатровая трехъярусная колокольня. 

Утраченная плита 


Интересно и внутреннее строение храма. Своим великолепием поражает большое количество низких – чуть выше человеческого роста – арочных проемов в нижнем помещении храма. Там, проносясь сквозь века, царит дух той древней эпохи строительства храма. 
Еще одной примечательностью церкви является то, что внутри ее когда-то существовала плита. Она находилась в трапезе летнего храма – в стене между окном и дверью. На этой плите вязью были высечены слова: «Лета 7189 (1681-го) июния создася святой сей храм Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, при державе великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича всея Великая и Малая и Белая России самодержца, при святейшем патриархе Иоакиме Московском и всея России, по благословению преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в вотчине окольничего Андрея Ивановича Чирикова, в Ярославском уезде в селе Аристове». К сожалению, этой плиты уже нет в храме. Но, может, она засыпана грудой кирпичей, которая как раз находится в том месте, где была трапезная летней церкви?.. 

…Сейчас сельских храмов в Ярославской области, подобных церкви села Аристова, сохранились единицы. Почти все они разрушаются, и некому руки приложить к их поддержанию в достойном виде. Не исключено, что со временем появятся средства на реставрацию, найдутся спонсоры, придут архитекторы-реставраторы. Только не оказалось бы, что восстанавливать уже нечего. Вот оно, наше русское безразличие… 

Сергей КРЫЛОВ, краевед

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе