«Большие манёвры» перед сражением

В администрации Кировского района состоялись публичные слушания по проекту решения муниципалитета «О внесении изменений в Генеральный план города Ярославля». Для всех, кому небезразлично будущее города, это мероприятие можно считать без преувеличения судьбоносным.










Эти внутрирайонные слушания были как бы «большими манёврами» перед «генеральным сражением». Дело в том, что 28 октября в 17 часов в Большом зале мэрии Ярославля состоятся общегород­ские публичные слушания, на которых будут уже по-взрослому обсуждаться изменения в Генеральный план развития Ярославля, а точнее – его будущей застройки. Приглашаются все желающие, вход свободный. Так заведено теперь потому, что жители города имеют право знать, что построят в ближайшем будущем под их окнами, где проложат дороги, где вырубят, а где разобьют парки. Более того, ярославцы имеют полное право именно на публичных слушаниях выразить своё одобрение или недовольство, согласие или несогласие с грядущими градостроительными переменами, и власть обещает прислушиваться к голосу народа. Повторяем – приглашаются все желающие.

А для вящего торжества открытости и общественной активности перед главными общегородскими слушаниями по Генплану проводятся ещё предварительные – в каждом районе.

Кировский район – сердце города, здесь охранная зона ЮНЕСКО и расположено большинство памятников истории, здесь работает власть, сосредоточены офисы самого преуспевающего бизнеса, здесь живёт много старожилов Ярославля, людей, имеющих перед городом громадные заслуги. Самым большим проявлением уважения к ним можно смело назвать то, что присутствующим сообщили точный адрес Оргкомитета по подготовке слушаний по Генплану: Революционный проезд, дом 6, кабинет 107. Именно туда следует обращаться с инициативами и вопросами не только жителям Кировского района, но и остальным ярославцам.

Увы, всё остальное, происходившее в актовом зале администрации Кировского района, оптимизма не внушало. По мнению самого авторитетного эксперта по Генеральному плану (кстати, одного из его соавторов), бывшего главного архитектора города Аркадия Бобовича, нынешние изменения в Генплан готовят люди, не обладающие достаточным уровнем профессионализма, проще говоря – не архитекторы, а чиновники. Есть риск, что эффект будет такой же, какой получится, если вместо хирургов делать операции примутся бухгалтеры и делопроизводители из Министерства здравоохранения.

Вопросов к авторам поправок прозвучало предостаточно. От имени руководства выступали и отвечали на вопросы заместитель главы Киров­ского района Елена Новик, представители городского департамента архитектуры, градостроительства и развития территорий – заместитель начальника Наталья Колобушкина, заместитель начальника управления градостроитель­ства Ольга Бородина и начальник отдела исторической застройки Ольга Островская.

Большинство докладчиков проявило незаурядный ораторский профессионализм. Информация была подана так, что суть изменений, которые предстоит внести в Генплан, как-то затерялась. Было сказано много познавательного об истории Генерального плана, об инженерных сетях, о нехватке мест в детских садах. Были показаны компьютерные карты, прозвучали рассказы об уже построенных объектах. При этом докладчики очень охотно и подробно повествовали о Заволжье или Дядьково, стараясь собственно о Кировском районе говорить поменьше.

О том, что уже определены 15 участков, на которых предлагается узаконить принципиально важные изменения в планировке застройки города, не было сказано ни одного слова. Однако жители Киров­ского района, больше других ярославцев пострадавшие от печально знаменитой «точечной застройки», – люди с опытом, и сбить их с темы отнюдь не просто.

Очень скоро всплыл вопрос, вызвавший нечто вроде импровизированного митинга, – о планах строительства подземной автостоянки на улице Трефолева. Построить её хотят на месте треугольного скверика, где стоит памятник Трефолеву (деревья придётся снести). Жители окрестных домов категорически против и уже обращались с жалобами и протестами ко всем, вплоть до Президента РФ. На слушаниях люди не сумели сдержать эмоций, шумели, размахивали газетами, призывали к сбору подписей, создалась почти грозовая атмосфера.

Показательно, каким образом пытались урезонить протестантов представители власти. Основным аргументом в пользу будущего строитель­ства стало то, что сквер по документам является «зоной общего пользования», и поэтому строить там можно. Не правда ли, интересная логика: отдать кусок земли в центре города под частную автостоянку именно потому, что он входит в зону общего пользования? Протестующие не успокаивались, и тогда прозвучало «волшебное слово». Ответственные лица заверили граждан, что стоянку построят лишь в случае, если проект успешно пройдёт процедуру «публичного обсуждения». Несколько странно – ожидать одобрения проекта от жильцов, которые уже обили все возможные и невозможнее пороги, требуя этот самый проект аннулировать.

Однако в приватных беседах с архитекторами выяснилось: ничего странного, всё логично. В шуме «митинга», к сожалению, почти никто не услышал заданного с места весьма грамотного вопроса: «Пересматривались ли границы «красных линий» на Трефолева?» Прозвучал торопливый ответ: «Нет, не пересматривались». И бурное обсуждение продолжалось. А ведь «красные линии» – это термин, закреплённый в Градостроительном кодексе. Нарушать их запрещено категорически, за «красной линией» нельзя даже бордюр положить.

На Трефолева «красные линии» проведены так, что ни о какой автостоянке там и речи быть не может. Чиновнице, обещавшей «публичное обсуждение» по вопросу об автостоянке, наверняка прекрасно известно, что все «публичные обсуждения» (в том числе и предстоящее в мэрии 28 октября) никакой юридической силы не имеют, а носят лишь рекомендательный характер. Зато за то время, пока успокоенные обещанием «публичного обсуждения» люди перестанут возмущаться, можно и схему «красных линий» пересмотреть, и «подтянуть» проект к понятию «внутриквартальная перепланировка» – на Трефолева это технически возможно, там тесно и всё рядом. В этом и заключается логика.

Но как ни серьёзен вопрос об автостоянке «на треугольнике», в целом проблема глубже и шире. Так, пока остаётся открытым вопрос ещё с одним «автостояночным» проектом. Стоянку господа инвесторы желают строить внутри квартала с выездом на улицу Советскую, буквально под боком у Дворца пионеров. От такой «инициативы» возмутилась даже мэрия, строительство запретили, но... будущие строители подали в суд и выиграли! Городская власть будет продолжать судиться с вышедшим из-под контроля инвестором, но чем кончится дело – бабушка надвое сказала.

Одним словом, давление строителей на центр города растёт. Неплохо хотя бы немного расширить дороги, дей­ствительно, нужны автостоянки, но... Когда прозвучала смехотворная цифра: в результате будущей реконструкции Кировского района в нём прибавится 115 мест в детских садах, и Аркадий Бобович попытался возмутиться, ему жёстко напомнили, что невозможность строительства новых садиков – результат «точечной» застройки прежних лет. И вообще абсолютное большин­ство претензий, высказанных на слушаниях, так или иначе касались именно тесноты и неудобств, созданных «точечной» застройкой, которая как велась, так и ведётся.

И поэтому, несмотря на то, что публичные обсуждения не имеют юридической силы, 28 октября в Большой зал мэрии прийти всё-таки стоит. Чтобы если не выиграть «генеральное сражение», то хотя бы избежать упрёков детей и внуков в том, что «сбежал в поля боя».
Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе