Что за люди - где ни вступим, везде нагадим

5 марта областным департаментом охраны окружающей среды и природопользования и Верхневолжским отделением Российской экологической академии был организован «круглый стол» на тему «О современном состоянии зеленых насаждений в городе Ярославле», вел его известный эколог - академик РЭА Владимир Лукьяненко. 

Судьбу зеленого убранства областного центра обсудили специалисты весьма высокого уровня: члены двух кафедр, ботаники и географии, университета имени Ушинского. Среди них профессора, доктора наук Евгений Колбовский, Людмила Сухорукова, Леонид Воронин, Виталий Преснухин - всего 35 человек, 5 докторов и 9 кандидатов наук, представители общественных организаций «Зеленая ветвь» и «Деревья для жизни», общественность, журналисты.

Поводом для жесткого разговора стала недавно опубликованная в одной из местных газет статья Вадима Свиридова «И парков нет - одни деревья», в которой автор поставил вопрос, нужен ли Ярославлю зеленый наряд, и выразил искреннее сочувствие работникам «Горзеленхозстроя», которых якобы обижают жители города, вставшие на борьбу с повальной вырубкой и стрижкой деревьев.

СПЕЦИАЛИСТЫ и все здра- вомыслящие люди понимают, что парки, скверы, бульвары и аллеи, лесополосы вдоль дорог, словом, зеленая архитектура города, формировавшаяся несколько веков подряд, - это не просто бесценные островки природы в каменных джунглях. Деревья смягчают летний зной, укрывают нас своей прохладной тенью, а главное, очищают воздух от пыли и выхлопных газов, защищают от шума. Однако в последнее десятилетие «зеленые легкие» города сжимаются с каждым днем, особенно в центре.

Сколько строится жилья, торговых и развлекательных центров, банков, всевозможных офисов - мы говорим не о городских окраинах, где простор для масштабного размаха строительства, а об историческом центре города, где мешающие новостройкам, но полные силы деревья беспощадно уничтожаются! К слову, накануне «круглого стола» в Ярославле произошел очередной акт вандализма - был выпилен парк в Первомайском переулке, посаженный в 1945 году офицерами, вернувшимися с войны.

- Теперь вот господин Свиридов вразумил, - сказал академик Лукьяненко, - что в городе наросло столько дров... То есть зеленое дерево, которое в Греции считается священным и которое обеспечивает нам с вами нормальную среду обитания, поглощает вредный углекислый газ и массу других вредных веществ и вместе с этим выделяет кислород, защищает нас летом от жары, пыли и шума, для Свиридова - это всего лишь дрова. А... бедный «Горзеленхозстрой» - ему столько работы, что впору открывать лесоповал! Да он уже давно открыт у нас в городе!

И самое интересное, оказывается, чему немало удивились специалисты, во всем этом виноваты жители Ярославля. Это они, не задумываясь, сажали деревья, благоустраивая свои дворы, что спасу теперь никакого нет. Зачем газоны разбивали, цветники, клумбы - зачем? Теперь вот дрова некуда девать - ведь печки-то уже анахронизм!

Ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов, усилиями которого в 1778 году был принят регулярный план Ярославля, положил начало созданию города европейского вида. Согласно этому плану талантливыми ярославскими зодчими под умелым и мудрым руководством местных властей были возведены величественные жилые и административные здания, культовые сооружения, которые создали неповторимый облик города. Одновременно с возведением зданий разбивались сады, скверы, бульвары, гармонично вписываясь в новые застройки. Многие поколения ярославцев приумножали достижения предков, оставляя свой заметный след на Ярославской земле.

Однако в конце 90-х годов прошлого века началась оккупация исторического центра города элитными новоделами, которые исказили его сформировавшийся за многие годы природно-архитектурный ансамбль, в том числе и неповторимую Волжскую набережную, более того, создали реальную угрозу его существованию. Ситуация была готова выйти из-под контроля, и в марте 2002 года руководство области забило тревогу, обратившись в правительство Российской Федерации и Госстрой России с просьбой объявить заповедную зону исторической части Ярославля с ее уникальными памятниками архитектуры территорий федерального значения с особым регулированием градостроительной деятельности. И правительство страны пошло ярославцам навстречу. Более того, в 2005 году исторический центр Ярославля, сохранивший постройки почти всех стилей русской архитектуры за пять веков, был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Столь высокой чести из более тысячи городов России удостоены лишь Ярославль и Санкт-Петербург. Это дорогого стоит.

Наряду с человеческим бездумным вандализмом не щадит себя и матушка-природа. Мы живем на территории, которую пронизывает могучий водный поток - великая Волга, и естественно, что ее берега, особенно высокий правый, изрезаны множеством оврагов, впадающих в нее малых речек, ручьев и стариц, которые издревле во время паводков не только пополняли волжский бассейн, но и размывали берега.

Наши предки усердно укрепляли высокий волжский берег в городской черте привозными землей, дерном и камнем, роскошными липовыми аллеями, придающими особую живописность ландшафту города со стороны Волги. На протяжении двух с половиной столетий формировалась зеленая архитектура города. В середине XVIII века рядом с Ярославской Большой мануфактурой был разбит Петропавловский парк - первый русский провинциальный парк регулярного типа с каскадом из пяти прудов. В XIX веке продолжилось активное строительство парков, бульваров, аллей, обустраивались набережные Волги и Которосли, на месте бывшего городского вала был разбит старейший Казанский бульвар, ныне Первомайский, Демидовский сквер.

Плановое озеленение Ярославля велось и в прошлом веке, не прерывалось даже в военное лихолетье. В 1927 году под руководством заведующего губернским отделом коммунального хозяйства Константина Бутусова на пустыре вблизи возведенных им же жилых кварталов был заложен знаменитый Бутусовский парк. А годом раньше на Которосльной набережной - ботанический сад Ярославского университета имени Ушинского, который в дальнейшем вошел в первую сотню лучших ботанических садов России из-за уникальной коллекции деревьев, кустарников, трав, цветов из многих стран мира. Это настоящий оазис в море асфальта и нагромождения каменных построек.

В 50 - 70-х годах прошлого века зеленое строительство приобрело массовый характер - тысячами на улицах высаживались деревья, в озеленении города участвовали даже школьники. И мы были самым зеленым городом в Поволжье. Еще бы, ведь в Ярославле 15 парков, 14 скверов, 11 садов, 5 бульваров, 4 аллеи, 4 сосновых бора и 17 других больших и малых зеленых массивов. Это не только красота, но и наше здоровье.

И все же, считают ученые, площадь этих зеленых массивов непростительно мала - 16,8 процента от площади жилой и промышленной застроек, в 2,5 раза ниже, чем это предусмотрено градостроительными нормативами (40 процентов). Экологические нормативы обеспеченности зелеными насаждениями так называемого общего пользования в городах с высокой концентрацией промышленного производства и интенсивностью транспортного потока пока никто не отменял! Они должны составлять 24 квадратных метра на человека. Но - вот беда! - оказывается, некоторым нашим гражданам без деревьев вольготнее жить: то машину негде ставить из-за расплодившихся цветников и кустарников, то гараж не вписывается рядом с домом, то вековые липы на набережной закрывают вид на город. И пишут люди в газеты, в департамент городского хозяйства, жалуются депутатам на всяческие неудобства, предлагают... спилить и уничтожить. А мы и так уже почти все уничтожили. Газоны пожухли и пропахли машинным маслом, потому что и не газоны они теперь, а массовые парковки, исчезли тихие зеленые дворы в старом центре. Загазованность воздуха в центре Ярославля уже достигла критического уровня.

Убивает зеленую душу Ярославля массовая застройка дворов, особенно в центре города, элитными жилыми домами и зданиями богатых офисов. О деревьях сердце ни у кого не болит. Они мешают? Прочь с дороги! Истинный лесоповал в городе идет с 90-х годов. Взять хотя бы тот же Бутусовский парк. Там спилили все старые деревья, горсточка пенсионеров бунтовала против этой зачистки. Говорят, они были не правы, потому что деревья сгнили изнутри и стали составлять угрозу для жизни гуляющих в парке людей. Но как они были правы в своей тревоге за умирающий парк! Ведь на месте могучих вязов не появилось ни одного нового молодого дерева. Город, лишенный зелени, невзрачный и пыльный, раскаленный летом и стылый зимой, с обшарпанными фасадами зданий вызывает раздражение и чувство психологического дискомфорта... Добавьте к этому бурно развернувшуюся подготовку к грядущему 1000-летию Ярославля - город буквально вывернул все свое нездоровое нутро. Неужели не болит душа? Еще как болит: успеем ли навести лоск, вернуть чарующую красоту древних улиц?

.. Зеленое убранство дворов и улиц, проспектов и площадей хотя бы частично заменяет нам природу, на лоне которой жили наши предки и к которой на подсознательном уровне тянется каждый из нас. Обилие зелени красноречивее всяких слов говорит о благополучии города, о профессионализме его администрации и о высоком уровне бытовой культуры населения. А между тем врачи-гигиенисты говорят, что в городе под деревьями средняя концентрация пыли на 30 процентов ниже даже осенью, чем на улицах без зелени. Деревья способны накапливать в листьях соединения тяжелых металлов и других вредных веществ и одновременно выделять органические вещества, благотворно влияющие на организм человека. «В листьях растений на свету образуется хлорофилл» - эту фразу знает каждый пятиклассник. С нее начинается урок ботаники, посвященный величайшему чуду природы - фотосинтезу, уникальному процессу, благодаря которому на Земле стала возможна жизнь. А это значит, уничтожая деревья и травы, мы лишаем себя не только очарования природой и душевного равновесия - мы лишаем себя жизни.

За последние годы в Ярославле не появилось ни одного нового парка, сада или сквера, ни одной аллеи или бульвара. Памятники природы, зеленую архитектуру мы загубили неуемной заботой о благоустройстве: да, старые, прогнившие, больные деревья следует вырубить, но ведь новые-то мы посадить забыли! Мало того, мы чуть ли не под нулевку стрижем то, что растет и зеленеет. Что мы за люди - где ни вступим, везде нагадим. На город сегодня стыдно смотреть, и не хочу я видеть облысевшую набережную, оболваненные парки, пустые безгривые скелеты лип. Я не вижу красоты памятников, если нет в них жизни.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе