Двухколесная проблема – двухколесное спасение

Почти тысячелетний Ярославль хотя и устремлен в будущее, но какой-то не самой маленькой частью крепко застрял в дремучем минувшем. К примеру, велосипедные стоянки в европейских городах – естественный атрибут городской среды, а в областном центре такой редкий экземпляр, что впору в музее экспонировать. 

Здоровье с риском для жизни  

На весь Ярославль стоянок для двухколесного транспорта – по пальцам пересчитать. Одна из них рядом с гипермаркетом «Глобус» в Заволжском районе. 


– Она рассчитана на семь-восемь велосипедов и редко пустует, – отмечает заместитель руководителя управления «Глобуса» Павел Чернов. – Организация парковки для велосипедов входила в план строительства. Поэтому ничего придумывать не пришлось. 

Велостоянки рядом с крупными торговыми центрами и парой-тройкой спортивных магазинов не просто дань моде. Последние два года Ярославль захлестнул велосипедный бум. 

– В течение сезона, который начинается в конце марта – начале апреля, мы продаем каждый день около 30 велосипедов, – говорит продавец-консультант магазина «Атеми» Денис Строганов. – Спрос возрос как на детские, так и на взрослые модели. Хорошо продаются велосипеды первой ценовой категории, от 3 до 10 тысяч рублей, и средней – от 15 тысяч. 

Стремление крутить педали в общем-то понятно. Так можно и в тонусе себя поддерживать, и стресс снять после напряженного рабочего дня. К тому же, как утверждает председатель ярославского велосипедного клуба «Ярый» Павел Соколов, велотранспорт еще и панацея от пробок: 

– По улицам с сильным транспортным потоком автомобили передвигаются со средней скоростью 30 – 40 километров в час. На велосипеде получается намного быстрее. Это уже многие поняли. На Октябрьском мосту в восемь-девять часов утра немало велосипедистов, и никакие заторы им не страшны. 

В «Яром» порядка 30 поклонников двухколесного транспорта. На всероссийских и международных состязаниях гонщики соревнуются в экстремальных дисциплинах. На дорогах родного города экстрима тоже хватает. 

По правилам дорожного движения велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Но дороги в Ярославле в основном узкие. Многие водители так и норовят подрезать двухколесных собратьев. Как пояснили в отделе пропаганды управления ГИБДД УВД по Ярославской области, статистики ДТП с участием велосипедистов нет. Печальные «сводки» с дорог знают только велосипедисты. По словам Павла Соколова, даже на Волжской набережной, куда въезд автомобилей запрещен, не единожды сбивали тех, кто крутит педали в погоне за здоровьем. А в апреле Соколов испытал на себе, как опасно пробираться по каменным джунглям. 

– Мы двигались друг за другом по правой стороне дороги. Я ехал последним и контролировал колонну, – вспоминает Павел. – Под седлом, как и положено, блестел проблесковый маячок – чтобы проносящиеся мимо автомобилисты не могли не заметить. Но на повороте один из автомобилей, вместо того чтобы сбавить скорость, задел меня боковым зеркалом. Разумеется, я потерял равновесие и упал. В итоге – отбитый копчик, с которым я потом еще долго мучился, и сломанный велосипед. 

Справедливости ради стоит отметить, что велосипедисты сами нередко провоцируют ДТП. 

– Многие ведут себя неадекватно, – переживает еще один велосипедист «Ярого» Антон Никитин. – Выезжают на середину дороги, не указывают повороты. Бывает, как махнут через перекресток наискосок. А автомобилистам как на это реагировать?! 

Вперед в прошлое 

Проблема передвижения двухколесного транспорта не стояла бы так остро, будь в Ярославле велотранспортная сеть. Но в то время когда в крупных городах России появляются велосипедные дорожки, в Ярославле даже не пытаются догнать пересевшую на велосипеды Европу. В областном центре велосипедисты с трудом колесят по периферии транспортной системы. 

А тем не менее то, как должны выглядеть дорожки и стоянки для велосипедов, четко прописано в постановлении правительства области №33-а от 13 февраля 2008 года «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области». В соответствии с этим нормативным актом велосипедные дорожки «следует предусматривать» в зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях, а также «допускается предусматривать» на магистральных улицах районного значения. Но как пояснили в департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля, «следует» и «допускается» не значит «обязательно». 

– Вся документация по планировке территорий должна быть выполнена в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, региональными нормативами и приказом областного департамента градостроительства и архитектуры от 3 сентября 2007 года №1, – поясняет начальник отдела документации по планировке территорий департамента архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля Елена Чебалова. – Но ни в одном из этих документов не сказано, что велосипедные дорожки нужно прокладывать обязательно. 

По мнению представителей городских структур, в сложившейся застройке и при существующей плотности автомобильного потока специальные дорожки для велосипедистов в Ярославле проложить невозможно. 

– Рассуждать об этом сейчас все равно что воздушные замки строить, – считает помощник директора ДГХ мэрии Ярославля Ирина Романенкова. – В первую очередь надо решить проблемы ремонта дорог, парковок для автомобилей и пробок на дорогах. 

По инициативе предпринимателей 

Но что же мешает комплексно решать столь тесно связанные друг с другом проблемы, как ремонт автомобильных дорог и организация велосипедных дорожек?! Можно сколько угодно строить магистрали и развязки и бодро рапортовать о заасфальтированных километрах. Но очевидно, что развитие дорожной сети не поспевает за ростом нагрузки на дороги. И в этой ситуации развитие велосистемы – неплохой выход. Поначалу можно проложить велодорожки на участках с наиболее интенсивным движением. Тех, кто не прочь крутить педали, наверняка станет больше. Пересядут на двухколесный транспорт – вот вам и разгрузка дорожной сети. 

В перспективе разметку для велосипедистов можно сделать на областных и межобластных дорогах. В Европе именно так развивают велотуризм. Кстати, созданием максимально комфортных условий для развития велотуризма занимаются сейчас в Угличе. 

– В нашем городе в рамках велосипедного фестиваля «Угличская верста» проходят велопробеги от Углича до Дмитрова, Кириллова, Суздаля и других городов, – рассказывает заместитель главы администрации Угличского района по туризму и международным связям Елена Канева. – Сейчас мы подготавливаем необходимую документацию, которую направим в Министерство спорта и туризма России. Мы надеемся, что это учреждение поможет профинансировать организацию велотранспортной ин­фраструктуры по проложенным маршрутам. 

По части размещения велопарковок за положительным опытом тоже ходить далеко не надо. В Гаривлов-Яме давно стало явью то, о чем жители других городов области могут только мечтать. Местные велолюбители вовсю пользуются специальными стоянками. Причем это не просто приваренные к стене металлические трубы, которые считались неотъемлемым атрибутом советских магазинов, а современные «пирамидки» в лучших европейских традициях. 

– Велосипедистов у нас очень много. В пригород, на дачу, кроме как на велосипедах, ездить практически не на чем, – рассказывает начальник МУ «Управление городского хозяйства городского поселения Гаврилов-Ям» Александр Чуваков. – Поэтому органы местного самоуправления обязали многих владельцев магазинов и прочих учреждений обустраивать парковки для велосипедов. 

Правда, можно поспорить с тем, так ли необходим метод кнута. Разумно предположить, что инициатива по обустройству велопарковок может исходить от представителей бизнеса. А местным властям не мешало бы подтолкнуть их к реализации этой идеи, предоставляя различные льготы. 

– К примеру, если участок земли или здание, где находится магазин, является муниципальной собственностью, можно снизить арендную плату, – считает исполняющий обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства Ярославской области Виктор Жучков. – Но в каждом населенном пункте подход к решению этой проблемы должен быть индивидуальным. В одних городах больше муниципальных магазинов, в других – частных. 

Александра СМОЛЯР 

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе