Город для всех даром

«Партизанинг: год в действии»

В Восточной галерее открывается выставка "Партизанинг: год в действии", подводящая промежуточный итог деятельности платформы, созданной, как гласит ее манифест, для "переосмысления и перестройки городской среды и общества в целом". Оформившееся в декабре 2011 года сообщество единомышленников выросло из желания соединить практику художественных интервенций с социально-ответственным гражданским действием. 

 Эта двойственность признается и поддерживается самими "партизанами". Вначале, как и стрит-артисты по всему миру, они действовали исключительно как диверсанты — подход, особенно актуальный в стране, где инициатива наказуема, а всякое доброе дело должно быть обязательно санкционировано сверху.

Они совершали общественно-полезные поступки, не согласовывая их с неповоротливой бюрократией на местах, ради того, чтобы ускорить процесс: наносили велоразметку или приводили в порядок публичные пространства, не брезгуя иногда такой банальной вещью, как починка скамейки. Похожие инициативы, между искусством и социальным активизмом, широко распространены. Краснодарская группировка ЗИП связывает художественную деятельность с благоустройством городской среды, а польский художник Павел Альтхамер, занимающийся "социальной скульптурой", в течение нескольких лет реализует международный проект "Общее дело". Для "Партизанинга" это основная сфера приложения сил, и даже больше того — они пропагандируют неравнодушное отношение к среде, в которой мы все живем, а собственную деятельность подвергают переоценке и рационализации. На выставке участники проекта Антон Make, Кирилл КТО, Игорь Поносов, Соня Польская, Шрия Малхотра покажут и расскажут, чего им удалось добиться за отчетный год. Weekend узнал у Игоря Поносова, как изменились принципы, на которых строится "Партизанинг", благодаря полученному в полевых условиях опыту.

Внутри вашего объединения вы с легкостью находите общий язык? У вас сформировались общие принципы?

Проект часто модифицируется. Начинаешь работать, появляются спорные моменты, решаешь их и понимаешь, что важно и куда нужно двигаться дальше. Например, поначалу у нас было убеждение, что нужно нелегально и несогласованно перепланировать и улучшать город: что-то починить, что-то установить. В процессе выясняется, что такие безобидные вещи, как скамейки, могут приносить вред жителям районов, где мы их установили, так как являются причиной скопления шумной молодежи. Жители обращаются к местным властям, убирают скамейки. Мы поняли, что нужно делать упор на исследовательскую деятельность, спрашивать самих жителей, одновременно вовлекая в эти процессы как можно больше людей: устанавливать ящики для опросов, устраивать воркшопы.

Вектор деятельности действительно сильно поменялся.

Да, мы сместили акценты на исследование. Но также остались первоначальные аспекты нашей деятельности. Первый — вовлечение людей в процесс перепланировки через социальные скульптуры, вроде доски в лифте, где они могут общаться друг с другом. Второй — самовольный ремонт (скамейки, пешеходные зебры). Третий — одомашнивание и обуючивание всяких пространств (постелить ковер, устроить пикник или передвижной кинотеатр).

Сейчас подобная активность очень распространена.

http://c2.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2012/047/KMO_116350_02258_1_t206.jpg

Да, появилось множество городских активистов, самовольных урбанистов, которые просто хотят внедрять зарубежный опыт, никак не соотнося его с российскими реалиями. Они побывали в Европе, увидели, как там классно. Говорят: посмотрите, что мы сделали в парке Горького. Они не думают, что, может быть, некоторым посетителям теперь там некомфортно — не переместились ли они на скамейки в свои районы? Так часто происходит, потому что подобные европеизированные решения — не для всех, а только для определенной аудитории, а нужно думать обо всех.

Но вообще мы всегда говорим: каждый человек и любая группа могут подключаться и называть себя "Партизанингом", если хотят. Мы не видим смысла в том, чтобы конкурировать, пытаться кого-то переплюнуть — нужно объединяться и делать совместные проекты. У нас есть определенная аудитория, нет недостатка ни в участниках, ни в волонтерах, ни во внимании со стороны СМИ. Мы даже не справляемся со всем этим.

Интервью: Сергей Гуськов

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе