Каким будет памятник тысячелетию

«Из газет, по Интернету знаем, что будущий памятник 1000-летию моего родного города был анонсирован на недавней предъюбилейной презентации Ярославля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Рассказывают о нём и зарубежным гостям нашего города. Эскизное изображение будущего монумента на волжской Стрелке можно увидеть, например, в сувенирных календарях мэрии. До сентябрьских торжеств остаётся меньше полугода, и хотелось бы узнать о нём поподробнее. Как дела с продвижением проекта в жизнь?».

Это электронное письмо давнего читателя газеты, телефонные звонки в редакцию «Северного края» и подсказали тему нашей публикации. Прежде чем обсудить вопрос с первым заместителем мэра по реализации проектов и программ 1000-летия Ярославля Сергеем Ястребовым, напомним вот что. Наилучший вариант из двух десятков конкурсных заявок, представленных авторами из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Златоуста и, конечно, ярославскими, выбирали всем миром. За один только месяц выставку в зале имени Николая Нужина посмотрели около тысячи человек, свои письменные отзывы о проектах оставили почти 700 зрителей всех возрастов и профессий, горожане и гости Ярославля.  

Меньше всего споров было как раз о месте установки памятника.

– Этот вопрос мы решили сразу, – с порога поддерживает разговор Ястребов. – Чтобы он ничего не «перекрывал», стоять памятнику на нижней Стрелке там, где был хорошо знакомый старожилам города большой фонтан. Лучшего выбора, чем место основания города – волжская Стрелка, и быть не может, просто по здравому смыслу.

По градостроительной ситуации, да и по сути самого события, небудничного и возвышенного, связанного с утверждением на берегах Волги православной веры, добавил наш собеседник, памятник должен быть соразмерен восстановленному Успенскому собору и расположен в створе с ним, на оси, воедино соединяющей в судьбе города времена и события – с храмами Коровников, мемориалом с Вечным огнём, Демидовским столпом, церковью Ильи Пророка – одним из символов наступившего после Великой смуты «золотого века Ярославля» – XVII. Так что место для памятника, как видим, случайным не выглядит.

Жюри во главе с мэром города Виктором Волончунасом окончательное решение принимало с учётом «гласа народного». Отмечали зрители «духовность и человечность» замысла и его воплощения в проектах всех финалистов заключительного тура. Эти качества в сочетании с профессионализмом и решили исход двухлетней конкурсной акции. Эксперты отдали предпочтение эскизу многофигурной композиции скульптора, графика, ландшафтного архитектора, члена Союза художников РФ, москвича Михаила Точёного с героями, прославившими в веках «Город, устремлённый в будущее», и колонной на постаменте с двухъярусным фризом – бронзовыми барельефами событийного ряда за все десять столетий ярославской истории.

Конечно, должны были сказать своё веское слово и сами историки. Университетские специалисты и музей истории города получили от мэрии поручение особой важности. Для того, чтобы авторам проектов было с чем свериться, составили справку, где судьбы одного из древнейших русских городов расписаны в лицах и событиях, особо значимых и для всей России.

В ходе корректировки первоначального варианта проекта по этой справке не раз уточнялись детали и скульптурной композиции, и фриза колонны. Как всё выглядит в последней, ещё не завершённой, но близкой к реальности версии, увидели мы на эскизных прорисовках в кабинете Сергея Ястребова. В мягком материале вылеплены символические фигуры Князя – основателя города, Священника, Воина, Гражданина, Матери. Горельефы верхнего пояса с четырьмя главными сюжетами ярославской истории – основание города, обретение иконы Божьей Матери Толгской, выход на Москву под сенью образа Казанской Богоматери ополчения Минина и Пожарского, ярославские чудотворцы и легендарная битва с баскаками на Туговой горе.

Заканчивается эскизная проработка на бумаге многофигурных рельефов нижнего яруса «10 веков истории Ярославля» с двумя десятками событий – от основания Ростово-Ярославской епархии до тематики века мировых войн и революций, Великой Отечественной, космоса, новейшей истории с узнаваемыми силуэтами «Арены-2000», восстановленных Демидовского столпа и Успенского собора, нового волжского Юбилейного моста.

Ещё вопрос, интересующий многих, – о финансировании проекта. По конкурсным условиям проект не должен был превышать стоимость в 50 миллионов рублей.

– Окончательная версия отличается от первоначальной. Колонна была на эскизе четырёхгранной, облицованной гранитом, стала монолитной, как у Демидовского столпа. Вместо геральдического медведя её вершину украсит позолоченный герб России. Так что, как вы понимаете, и цифры будут другие. Сейчас с большой долей вероятности можно говорить о том, что это будут деньги, которые предоставит Ярославлю «Газпром», – даёт свой комментарий Сергей Николаевич.

Обещание пока получено на словах, мэрия надеется, что в самое ближайшее время появится их подтверждение в документах. По словам Сергея Ястребова, «тогда и можно будет чётко сказать, кто и сколько платит».

А как дела у автора?

– Заканчиваем лепку барельефов в пластилине, – так ответил по телефону из Москвы на наш вопрос Михаил Точёный. – Ждём заключения договора, и можно будет приступать к отливке, здесь в Москве или на заводе «Лит-арт» в Жуковском. Работаю в паре со своим однокашником по Строгановскому училищу, академиком, членом Президентского совета по культуре, народным художником России Андреем Ковальчуком. Мы и раньше бывали в Ярославле, знаем, какой это красивый город. В работе над проектом не раз убеждались и в том, сколько у него заслуг перед Отечеством. Постараемся, чтобы памятник был достоин и этой красоты, и его места в истории России.

Закладка памятника начнётся, как только сойдёт снег. Открытие его намечено на 10 сентября.

– Надеемся, что произойдёт оно с участием Президента Дмитрия Медведева, – сказал Сергей Ястребов.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе