Легенды и мифы Рыбинска

У каждого уважающего себя города должны быть легенды.
Городские истории, которые передают из уст в уста и по определению не могут иметь документального подтверждения.
Есть свои легенды и у Рыбинска. Смешные и страшные, парадоксальные и символичные, старинные и современные.

Зачем? — спросит искушенный читатель. Зачем распространять мифы и верить преданиям? Затем, что это интересно. А порой и достоверно. Потому что любое большое дело, будь то строительство города или открытие памятника, имеет свою историю. А история — штука многогранная. Она не только в археологических изысканиях и научных трудах. Она — в мелких деталях, воспоминаниях очевидцев, в рассказах, не претворенных в летописи, и мемуарах, не подтвержденных в архивах.

Например, бытует история, что в девятнадцатом веке по приглашению местных купцов в Рыбинск из Санкт-Петербурга приехал сам Мариус Петипа — основатель русского балета. Да не просто приехал, а работал в местном театре целых три года, выступал на его подмостках и ставил здесь свои балетные постановки. Представляете? Гений русского балета! Сам Петипа! Что могло привести в провинцию знаменитого танцора? Деньги? Или государева опала? Ответы на эти вопросы трудно получить сегодня, потому что никаких документальных свидетельств присутствия Петипа в Рыбинске не найдено. Однако легенда существует.



Еще одна история имеет совершенно конкретные исторические корни. Рыбинские купцы строили здания по проектам знаменитого Карла Росси. Фасады этих домов, выполненные в классическом стиле, действительно, выделяются из общей массы старой рыбинской застройки своими архитектурными пропорциями и украшениями. Достоверно известно, что проекты Росси являются образцовыми. То есть выполненные как образец для массового использования в застройке города. Как, например, серийные дома советской эпохи: сталинки и хрущевки — да простят нас архитекторы за эти сравнения.

Более того, существует еще и такое мнение: проекты эти, вышедшие из петербургской мастерской знаменитого зодчего, исполнены его учениками. Или такое: мастер сам, своей рукой, создавал проекты для провинции, но рассматривал их как черновые эскизы и оттачивал на них свое мастерство.

Принимая те или иные версии, мы выбираем не историческую достоверность, а оценочную категорию: то, что нам больше нравится, что тешит наше самолюбие и повышает оценку. Нам вот, например, нам нравится легенда о рыбинском фонтане.


Проект «Эволюция»

В 1967 году в Рыбинске началось строительство площади Юбилейной с суперсовременным по тем временам фонтаном. «Играющие» струи воды и «светомузыка» приводили народ в восхищение. Это сегодня фонтан кажется банальным, а по тем временам… Впрочем, говорят, что бытовал в умах рыбинских начальников проект, который мог вызвать взорвать мозг и наших современников.

Обезьяна, берущая в руки палку. Доисторический человек, добывающий огонь. Древний земледелец, средневековый воин, вальяжный купец и молодой инженер с книгой в руке или космонавт, вернувшийся со звезды. Вся эта «дарвинская» линейка развития человека в окружении искусственного водопада, обрамленная светлыми мраморными плитами.

Эволюция от обезьяны к ученому, от освоения огня к исследованию космоса. Эта отчаянная идея была предложена партийным начальникам Рыбинска, и так же естественно, как естественна дарвинская эволюция, была отвергнута. Рулил в то время хрущевский минимализм.

Никаких документальных сведений о фонтанном проекте «Эволюция» не сохранилось. Остались лишь нечеткие воспоминания, которые сегодня рассказывают со смехом: вроде, было что-то похожее, а может, ничего и не было.

А жаль, что «Эволюция» прошла мимо Рыбинска. Лишнее напоминание о том, что именно труд сделал из обезьяны человека, многим современникам явно не помешало бы.


Стали бы рыбинцы купаться в фонтане с обезьянами и космонавтами?

Гигантомания
Рыбинск никогда не грешил стремлением к форме в ущерб содержанию. Практичность была основной чертой местных купцов и, похоже, передалась их далеким потомкам. Тем не менее, некие идеи, которые вполне могли счесть бредовыми, зарождались в головах отдельных индивидов. Правда, там же и умирали.

Вот стоит на берегу Волги единственный в мире памятник бурлаку. Творческий порыв нашего земляка, скульптора Льва Писаревского в свое время воплотился в скульптурный эскиз — предварительный набросок будущего произведения. После смерти Писаревского в 1974 году 67 скульптур, включая эскизы, были унаследованы Рыбинском по завещанию автора. Среди них и наш бурлак. К празднованию 200-летия города бурлака отлили из бронзы и установили на Стоялой улице, а затем перенесли на Волжской набережной.

Но таким ли видел автор свое произведение в конечном варианте? Говорят, что Писаревский мечтал о гигантской скульптуре, установленной в центре Рыбинского моря. Представляете, сколь впечатляющим мог быть этот мрачный бурлак, выдвинувшийся из воды метров на пятнадцать— двадцать? Мог, но не стал. Да и неизвестно, посетила ли такая идея скульптора при жизни. Или была она сформирована уже после установки памятника теми, кто считает фигуру бурлака слишком мелкой для его бурной истории.


А мог бы стоять в Рыбинском море

Идея установки скульптуры в Рыбинском море повторилась спустя сорок лет. И это уже другая и абсолютно достоверная история.

После скандального ухода в отставку бывшего мэра столицы Юрия Лужкова попал в опалу любимый скульптор московского градоначальника — Зураб Церетели. К тому времени он уже осчастливил многие города мира своими произведениями, бесспорным достоинством которых признавалось одно — их гигантский размер. Иные художественные ценности подвергались большому сомнению. Так и памятник Петру Первому в Москве вызывал, мягко говоря, неоднозначные эмоции. И в некий период времени активно обсуждалась идея переноса скульптуры. Например, в акваторию Рыбинского моря. Озвучил ее президент Межрегионального общественного фонда «Институт города» Вячеслав Глазычев: «Его (Петра) можно перенести на водохранилище и так он будет смотреться гармонично. Пусть люди с прогулочных корабликов любуются».

О том, как отнесся к идее сам Церетели, история умалчивает. Достоверно известно, что с тех пор он перестал активно радовать жителей Земли своими гигантскими творениями. Петр так и остался в Москве. А жаль. Какая была затея! Как величественно мог смотреться российский император, омываемый со всех сторон волнами Рыбинского водохранилища!


Только парусники…
Автор
Юлия Муратова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе