Madrid RIO: прогулочная зона вместо эстакады

«В Мадриде была река» — с этого напоминания начинается презентационный ролик, посвященный одному из самых амбициозных проектов по ревитализации городского пространства, реализованного в столице Испании. Проект MadridRio, концепция которого была разработана объединением MRIO Arquitectos и компанией West8, позволил вернуть к жизни обширные заброшенные территории вдоль реки Мансанарес, протекающей через Мадрид. Благодаря совместным усилиям власти, горожан и экспертов здесь удалось создать обширную парковую и рекреационную зону, где люди могут насладиться территорией, о которой раньше имели лишь негативное представление.


Строительство шоссе M30

К середине 70-х годов в Мадриде, столкнувшимся с бурной автомобилизацией, было построено кольцевое шоссе М30. Один из участков магистрали был проложен по обоим берегам реки Мансанарес, протекающей в западной части города. По замыслу властей, многополосная автодорога должна была разгрузить центр города от автомобилей и улучшить транспортную ситуацию в столице Испании.

Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Ожидания не оправдались. Довольно быстро объем трафика, проходящего по шоссе, превысил пропускную способность, пробки стали здесь обычным явлением. Не дав полноценного решения транспортных проблем города, строительство автомагистрали принесло и негативные эффекты для окружающей территории. Интенсивное движение и пробки стали постоянным источником загрязнения воздуха. Кроме того, шоссе нарушило целостность городского пространства. Особенно остро это проявилось на западном участке М30. Западные окраины города и ранее были слабо связаны с центром Мадрида, но широкое загруженное шоссе стало труднопреодолимым барьером, окончательно испортившим связь районов, расположенных по разным берегам реки. Территория вдоль магистрали пришла в упадок, недвижимость подешевела, свободные участки на долгое время оказались заброшенными. Жители города старались избегать эти районы, туристы не имели представления об этой части города.

В начале 2000-х годов власти Мадрида приняли решение о коренной реконструкции шоссе M30. Проект реконструкции стал частью более грандиозной программы, охватывающей весь город и включающей перестройку дорожной сети, развитие общественного транспорта, расширение метрополитена и строительство легкорельсового транспорта, связывающего оторванные и часто бедные районы мадридских окраин с центром города. Реконструкция затрагивала и западный участок шоссе, проходящий по берегам реки Мансанарес. Был разработан план, предусматривающий перемещение шоссе на этом участке под землю, ревитализацию освобожденного пространства и прилегающих заброшенных территорий.

Организация конкурса и реализация проекта

Реконструкция обширной территории, протянувшейся вдоль реки, стала возможна после строительства подземных автодорожных туннелей, призванных убрать трафик, проходящий по шоссе M30, под землю. Работы по перемещению этого участка автодороги начались в 2003 году. К 2005 году, когда большая часть туннелей была построена, в администрации города все еще отсутствовало понимание того, что в каком направлении следует развивать освободившиеся территории. В поисках решения мэрия Мадрида объявила в 2005 году международный конкурс на разработку мастер-плана обширной зоны вдоль реки. В состав жюри, следившего за проведением конкурса и определявшего победителя, вошли представители мэрии, оппозиционных партий и ряд международных экспертов, имеющих высокий авторитет в области архитектуры, городского планирования и строительства.


Фото:Rubio & AlvarezSala/www.rubioalvarezsala.com

Участие в конкурсе приняли как испанские специалисты по развитию городской среды, так и команды, включавшие всемирно известных городских планировщиков, урбанистов и архитекторов. Победителем конкурса оказалась объединение трех местных архитектурных бюро (Burgos & Garrido; Porras & La Casta; Rubio & Alvarez Sala) под руководством Гинеса Гарридо, получившее название MRIO Arquitectos, выступавшее в партнерстве голландской компанией по городскому дизайну и ландшафту West8.

Победившая команда предложила концепцию, основанную на развитии разнообразных зеленых пространств в сочетании с активной реновацией сети пешеходных маршрутов, реконструкцией исторических объектов, обновлением существующих и строительством новых мостов через реку. Этот подход заметно отличался от других концепций, предусматривающих застройку значительной части территории и строительство большого количества новых монументальных сооружений. Предложенные парковые зоны, наполненные разнообразными детскими площадками, спортивными площадками, пешеходными и велосипедными дорожками, должны были носить неформальный и практичный характер. Концепция предполагала полное преобразование неприветливой территории в имеющий дружелюбный облик семейный публичный парк.

Фото:Rubio & Alvarez Sala/www.rubioalvarezsala.com

Работы над проектом начались в 2006 году. Первый этап работ был завершен весной 2007 года, а весь задуманный комплекс работ в полной мере был закончен весной 2011 года. Перестройка заняла огромную территорию, почти 650 гектаров в шести округах Мадрида: Монклоа, Центр, Аргансуэла, Латина, Карабанчель и Усера. Помимо 50 га территории вдоль реки, освобожденных в результате реконструкции шоссе, работы затронули уже существующие парки, множество пустырей, восемь существующих мостов. Были реконструированы расположенные на этой территории старые бойни и фруктовый рынок, обновлены фасады жилых зданий.

Весной 2011 года парк Madrid Rio стал полностью доступен для посетителей. Был выполнен полный объем работ, предусмотренный первоначальным проектом. В ближайшие годы планируется реализация еще несколько масштабных проектов, связанных с парком. В частности, планируется снос футбольной арены «Винсенте Кальдерон» и функциональная трансформация некоторых пришедших в упадок промышленных зон, прилегающих к парковой зоне.

Основная концепция парка

Ключевой идеей проекта стало создание зеленых зон, наполненных разнообразными объектами досуга. Будущий парк был территориально разделен на три ландшафтных блока, представлявшими отдельные, но взаимосвязанные друг с другом проекты: Salon de Pinos, парк «Аргансуэла» и La Escena Monumental. В рамках этих трех стратегических проектов было реализовано почти полсотни различных подпроектов, включающих, в частности, создание большого соснового парка, разнообразных спортивных площадок, прокладку 30 км велосипедных путей, строительство 11 новых игровых площадок, шести территорий для пожилых людей, песчаного пляжа с увлажнителями, зонтиками и территории для гребли на каяках.


Фото:West 8 Urban Design/www.west8.nl

Salon de Pinos представляет собой узкий обсаженный деревьями променад, протянувшийся на 6 км в длину и объединяющий изолированные парковые зоны, расположенные у оснований исторических мостов, пересекающих Мансанарес на этом участке. Променад следует по правому берегу реки кроме 500-метрового отрезка между мостами Puente Oblicuo и Puente del Principado de Andorra, где он переходит на левый берег. На территории Salon de Pinos находятся площадки для детей, оздоровительные и физкультурные зоны, территории для отдыха и дорожки для пешеходов и велосипедистов.

Фото:West 8 Urban Design/www.west8.nl

Парк «Аргансуэла» расположен на левом берегу реки в южной части Madrid Rio. Ранее здесь уже находился парк, увеличенный в ходе реконструкции втрое. В разработке концепции парка принимали участие дети и молодежь Мадрида, предлагавшие свои идея в рамках специального конкурса, организованного в 2005 году. Это главная благоустроенная территория в парке Madrid Rio, предлагающая посетителям максимально широкий спектр досуговых зон. Парк покрывает сеть пешеходных и велосипедных дорог, здесь существует 5 рекреационных зон для различных возрастов и расположен городской пляж с тремя водными зонами, включающих мелководный бассейн и фонтаны, возле которых приятно проводить время в жаркие дни. На зеленых газонах вдоль Мансанареса можно принимать солнечные ванны или комфортно отдыхать на шезлонгах в тени солнечных зонтиков.


Фото:Rubio & Alvarez Sala/www.rubioalvarezsala.com

Третий ландшафтный блок связывает парк с историческим ядром Мадрида, соединяя его с королевским дворцом, бывшими охотничьими угодьями королевской семьи и фруктовыми садами. Здесь расположены эспланада «Puente del Rey», отлично подходящая для организации разнообразных массовых общественных мероприятий и праздников, проспект Португалии, превращенный в бульвар с вишневым садом и сады Huerta de la Partida, реконструированные и дополненные новыми фруктовыми деревьями.

Фото: www.platformaarquitectos.cl

Наполнение парка и ключевые точки внимания

Работая над созданием парка Madrid Rio, авторы постарались сделать его максимально доступным для всех категорий горожан. Для облегчения доступа были открыты новые линии общественного транспорта, а сеть пешеходных и велосипедных дорог удобно связана с основными городскими маршрутами, соединяя парк с окружающими районами города и другими зелеными зонами. Были построены дополнительные пешеходные мосты через реку, снизившие ее барьерную функцию, а существующие мосты были приспособлены для пешеходного движения – на них расширили проходы и добавили велосипедные дорожки. Получив хорошую проницаемость, парк стал важным элементом, объединяющим прилегающие к нему районы и связывающим в единое целое ранее разорванную городскую ткань.


Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Идея доступности нашла отражение в дизайне новых сооружений, универсальные конструкции которых позволяют пользоваться ими и людьми разных возрастных групп, и людьми с ограниченными возможностями. Особое внимание было уделено обеспечению доступа для людей с физическими, умственными и сенсорными нарушениями. Было предоставлено большое количество парковочных мест для инвалидов, созданы широкие тротуары без препятствий, перекрестки выполнены с использованием покрытий различного цвета и текстуры, в легкодоступных местах установлены специальные указатели с тактильными, зрительными и звуковыми элементами. Кроме того, были созданы специально адаптированные территории для людей с разной степенью инвалидности.

На берегах реки Мансанареса созданы отличные условия для отдыха. Дети могут посвятить время играм на 17 детских площадках, оборудованных качелями, сетями, гамаками, канатными мостами и лианами, сделанными из натуральных материалов. Площадки разделены по возрастным группам и предоставляют различные возможности для игр в соответствии с теми возрастными группами, для которых они предназначены.

Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Взрослые посетители парка могут найти множество возможностей для отдыха и развлечений. Здесь расположены объекты, открывающие свои двери всевозможным культурным мероприятиям. Центр современного искусства Matadero Madrid, созданный на месте бывших городских боен, предлагает пространство для организации выставок, музыкальных и кинематографических фестивалей, игр. Эспланада Puente del Rey может принять на своей территории любое массовое мероприятие — будь то празднование победы на Чемпионате мира по футболу или концерт известного исполнителя.

Парк предлагает разнообразные зоны для отдыха. Люди, пришедшие в парк, могут принимать солнечные ванны, лежа на газонах парка «Аргансуэла», насладиться прохладой фонтанов и бассейнов на городском пляже, отдохнуть на шезлонгах в тени солнечных зонтов или общаться с друзьями, сидя на оригинальных скамейках на проспекте Португалии. Любители пеших прогулок могут составить собственный маршрут, используя протяженную сеть удобных пешеходных дорожек.


Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Парк будет интересен людям, интересующимся историческими и архитектурными памятниками. Обновленные и реконструированные мосты Puente de Segovia (самый старый мост в Мадриде), Puente de Toledo и Puente del Rey притягивают внимание своими благородными формами. Около моста Puente del Rey расположена известная церковь Virgen del Puerto. В дополнение к этим историческим памятникам были построены новые мосты с оригинальной архитектурой. Одним из них стал облаченный в стальную сетку пешеходный мост «Аргансуэла», спроектированный архитектором Д. Перро. Были также построены мостыPuentesCascara, выделяющиеся массивными бетонными куполами, потолки которых украшены мозаиками художника Даниеля Каногара. Новый парк предлагает пять обзорных мест, расположенных в разных частях, с которых можно взглянуть на город и его достопримечательности, в том числе на панораму королевского дворца, возвышающегося на высоком уступе перед рекой.

Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Проект Madrid Rio создал отличные условия для людей, занимающихся спортом – спортивные объекты стали одними из краеугольных элементов плана реновации. На территории парка были построены:

42 км дорог для пешеходов и людей, занимающихся бегом;

30 км велосипедных дорог;

14 кортов для занятий большим теннисом;

площадка для занятий BMX, оборудованная с использованием новейших технологий и являющаяся одной из выдающихся достопримечательностей парка;

стена для скалолазания ROC30 с различными уровнями сложности;

две специальные территории для конкобежцев и скейтбордистов;

два футбольных поля с искусственным покрытием для игры по семь человек и одно поле для игры по 11 человек;

три поля для игры в баскетбол и футзал;

спортивный причал для гребцов и каноистов, которые могут тренироваться на обводненной реке.


Фото:West 8 Urban Design/www.west8.nl

Велосипедная сеть Madrid Rio связывает существующие городские велосипедные маршруты, соединяясь с маршрутом «Senda Real», Зеленым кольцом для велосипедистов и тропой GR 7. Проект Madrid Rio не только обеспечивает великолепные возможности для занятий велосипедным спортом, но и представляет инфраструктуру для развития велосипедного транспорта в качестве альтернативы автомобилям при передвижении по городу.

Больше внимание было уделено экологии. Перемещение под землю автомагистрали позволило убрать источник постоянного загрязнения воздуха. Вместо шоссе в различных частях парка были высажены более 25000 новых деревьев. Парк Madrid Rio обеспечивает связь с другими зелеными пространствами в городе, такими как Casa de Campo и Linear Park of the Manzanares River. Благодаря проекту Madrid Rio развитие получили многие разрозненные ранее небольшие зеленые территории, включая сады Aniceto Marinas, парк Virgen del Puerto, сады у мостов Puente de Segovia и Puente de Toledo. Вместе зеленые зоны формируют длинный непрерывный экологический коридор, соединенный с «зелёными лёгкими» города «Хетафе» и «Эль Пардо». Значительные усилия были затрачены на обводнение сильно мелеющей в жаркую часть года реки. Для наполнения реки чистой водой потребовалось строительство и восстановление нескольких дамб, а также создание 12 подземных водяных резервуаров, аккумулирующих дождевую воду сетью 13 километров труб. С помощью этих мероприятий удалось превратить русло с грязной смесью воды, травы и болот в чистую реку.

Управление и финансирование проекта

В 2003 году в результате соглашения между правительством Испании и мэрией Мадрида автодорога М30 и земли, по которым она проходит, перешли в собственность города. Это открыло возможности для функциональной трансформации территории, по которой проходила магистраль. Проект реконструкции шоссе и создания парка Madrid Rio стал огромным мероприятием, потребовавшего огромного переустройства инфраструктуры и привлечения около 5 млрд. евро инвестиций. В целом, общая стоимость проекта оказалась сопоставимой с аналогичными проектами, реализуемыми в других странах.

Фото:West 8 Urban Design/www.west8.nl

Инициатором проекта и заказчиком всех работ выступала мэрия Мадрида. Администрация города также контролировала ход работ на протяжении всего периода строительства. Главным идеологом проекта выступил мэр города Альберто Руис-Галардон, заручившийся поддержкой советника по городской политике и урбанизму Пилара Мартинеса. Мэр являлся главной движущей силой проекта на протяжении всего срока реализации, включив обязательство по созданию парка в предвыборную программу во время своего переизбрания на второй срок.

Разработкой мастер-плана парка и координацией работ занималась объединение MRIO Arquitectos и West 8. После завершения строительства управление парком взяла на себя Департамент окружающей среды, безопасности и мобильности Городского совета Мадрида. Культурный центр Matadero Madrid, расположенный на территории парка, является примером институционального сотрудничества, его управлением занимаются Городской совет Мадрида и различные некоммерческие фонды, специализирующиеся на проведении культурных мероприятий.


Фото:West 8 Urban Design/www.west8.nl

Хотя отдельные проекты парка имели относительно небольшую стоимость (как правило, не превышающую 10 млн. евро), в совокупности они потребовали привлечения значительного объема инвестиций. Создание парка по оценкам архитектурного бюро Burgos & Garrido обошлось в сумму 420 млн. евро, из которых 270 млн. евро были потрачены в период 2007-2011 годы. Эти средства были выделены из бюджета города, большая их часть была привлечена в виде муниципальных займов сроком на 30 лет. Небольшая часть средств была привлечена из внебюджетных источников и была направлена на реконструкцию значимых объектов, например, центра Matadero Madrid, а также создания расположенных на территории парка кафе и ресторанов.

Отношение общественности к проекту

Жители города, раздраженные возникшими в результате реализации проекта пробками, были поначалу скептически настроены по отношению к проекту. Наибольшим препятствием был первый шаг, который потребовал помещения непомерного мадридского трафика в подземные тоннели. Работы, стартовавшие в 2003 году, вызвали транспортный коллапс в столице Испании и привели в бурной политической дискуссии о необходимости продолжения проекта.

Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Критики также указывали на высокую стоимость проекта. Хотя по объему вложений он сопоставим с аналогичными проектами, реализуемым в других странах, для Испании это был действительно затратный проект. Критика особенно усилилась после погружения страны в экономический кризис в 2008 году. Однако значимость проекта была так велика, что, несмотря на острый дефицит средств, его реализация не останавливалась и работы были выполнены в полном объеме.

Многолетняя стройка утомляла и раздражала жителей. Чтобы убедить общественность в актуальности проводимых работ, проект широко освещался на местном уровне среди жителей города. Среди плюсов, которые должен был принести проект жителям, отмечались улучшение качества жизни и повышение стоимости недвижимости. В 2005 году среди детей и молодежи города был организован конкурс, где они могли дать свои идеи относительно будущего дизайна парка «Аргансуэла». Многие из предложенных идей нашли свое отражение в созданных на его территории объектах. По мере продвижения проекта, когда новые рекреационные зоны смогли, наконец, принять посетителей, горожане постепенно изменили свое отношение, выражая благодарность за создание в городе новых зеленых пространств.


Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Результаты

За семь лет был проделан огромный объем работ. Было прорыто более 40 км новых туннелей, бесчисленные тонны гранита были установлены для создания дорожек и фонтанов, были высажены тысячи новых деревьев. Парк предоставил мадридцам и гостям города территорию, окруженную растительностью и наполненную спортивными, досуговыми и культурными объектами. Была построена новая, элегантная и простая лодочная станция, отреставрирован комплекс зданий 19-го века, включая жилые здания, выходящие к реке и старые бойни. Были созданные многочисленные детские зоны, водные объекты, которыми в жаркие дни могут наслаждаться жители лишенного моря Мадрида, мощенные узорными плитами площади, ставшие притягательными общественными пространствами.

Фото:Мэрия Мадрида/www.madrid.es

Процесс восстановления повлиял на саму реку, ее берега и расположенные вблизи улицы. Проект превратил реку в неотъемлемую часть городского пространства, омолодив ее берега и связав с ее помощью окрестности города, которые раньше были отделены от центра шумным шоссе. Жители Мадрида и его гости вновь получили возможность наслаждаться Мансанаресом. Проект в полной мере явился отражением новой тенденции, проявляющейся в крупных современных городах: стремясь улучшить качества жизни горожан, здесь начинают избавляться от крупных шоссе, проходящих через территории с плотной застройкой и рассекающие городские районы.

Жители Мадрида быстро оценили возможности нового парка. Даже когда работы еще не были закончены, парк уже был наполнен посетителями, среди которых были семьи и пожилые люди, велосипедисты, люди, занимающиеся бегом или загорающие на импровизированных пляжах. После почти семи лет строительства горожане и туристы могут пользоваться этой мультифункциональной рекреационной зеленой зоной, дающей людям новое представление о городе. Парк изменил жизнь жителей окружающих районов, которые долгое время страдали от выбросов и шума шоссе, дав возможность проводить время вне дома, гуляя по парку, наслаждаясь свежим воздухом и общаясь с друзьями. «Сейчас люди, которые раньше открывали окна и слушали гул машин, теперь открывают окна, чтобы послушать птиц», — говорит Пилар Мартинез.


Фото: Burgos & Garrido /www.burgos-garrido.com

Проект стал хорошим примером того, как должны действовать власти, ориентируясь на общественные интересы. Являясь некоммерческим проектом, Madrid Rio оказывает заметное влияние на повышение общественной и деловой активности и способствует всестороннему развитию города. По словам мэра Мадрида Альберто Руис-Галардона, создание парка Madrid Rio стало «действительно увлекательным проектом, открывшим одну из тех возможностей, которые редко выпадают городам». Организация конкурса и претворение в жизнь его идей стала решающим шагом на пути к созданию нового Мадрида, соответствующего интересам и желаниям его жителей.

автор ИГОРЬ МАКСИМОВ

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе