Марат Гельман из Перми

Искусствовед, галерист, основатель Галереи Марата Гельмана в Москве; сейчас директор Пермского музея современного искусства, один из главных реализаторов проекта «Пермь — культурная столица».

Когда я приехал в Пермь в 2008 году, кто-то пошутил, что я первый, кто прибыл сюда добровольно: Пермский край долгое время был краем ссыльных. Я приехал в Пермь вместе с художниками Ильей и Эмилией Кабаковыми — была идея, чтобы они создали объект в городе. Потом эта идея воплотилась в программе «Музей в городе»: мы устанавливаем арт-объекты на улице. Последним установили скарабея, катящего огромный черный шар, казахского художника Нарымбетова.


Название города древнее, чем он сам: Пермью называлась легендарная земля. Достопримечательности Перми тоже мифологические, например здесь когда-то был самый большой в России молот, но сейчас под собственным весом он на три метра ушел в землю. Туристов подводят к месту, которое ничем не отличается от других, и говорят: там в земле находится самый тяжелый молот. Или вот: Чехов, описывая трех сестер, говорил, что они из провинциального города вроде Перми. Пермяки нашли по документам семью того времени, в которой было три дочери, и объявили, что их дом — это дом чеховских трех сестер.


Во время войны сюда переехали Мариинский театр и Русский музей. Известная пермская балетная школа появилась именно в результате эвакуации Мариинки. Тем не менее долгое время в Перми не было ни публичной жизни, ни мест для отдыха.


С архитектурной точки зрения все плохо: «старой» Перми почти не существует, зато есть пустоши в центре, застроенные стеклянными коробками. У властей есть план по преобразованию Перми, но люди хотят изменений уже сегодня, и наша программа «Музей в городе» — попытка сделать город более привлекательным.


Сейчас впервые появилась пешеходная улица. Началось строительство набережной. Рядом с нашим музеем строится первая крытая площадь, чтобы люди могли собираться и в плохую погоду. В Перми есть общероссийская проблема с уборкой улиц, но количество жалоб на чистоту в городе резко увеличилось лишь после того, как мы начали проект «Культурная столица», — раньше тоже было плохо, но люди этого не замечали. А в этом году в июне улицы в центре мыли с мылом.


Город меняется, пространства, оставшиеся от индустриальной эпохи, теперь осваиваются культурой. Наш музей современного искусства был открыт в здании старого Речного вокзала в стиле сталинского ампира, которое стояло заколоченное и тихо разрушалось. По городу проходит «зеленая линия», нарисованная на асфальте. Следуя по ней, любой турист, не зная Пермь, посетит 40 культурных объектов. В музее древностей он увидит останки пермского периода, в краеведческом музее — «пермский звериный стиль»: бляхи с изображением зверочеловеков. В художественной галерее можно посмотреть «пермских богов» — единственную коллекцию деревянных скульптур Христа XVI–XVIII веков. Местные мастера изображали Христа похожим на коми, с раскосыми глазами.


Население в Перми по духу столичное. Сейчас, когда мы открыли музей современного искусства, музей фотографии, музей пермского периода, новый театр и т. д., город стал местом, которое притягивает творческих людей со всего мира. Отдельная история — Закамье. Там в каждой третьей семье кто-то либо сидит, либо сидел. Ведь люди, которые выходили из местных тюрем осе­дали в Перми. Но, с другой стороны, сюда ссылали образованных космополитов, которые после ссылки остались преподавать в местных университетах. Здесь очень качественное высшее образование.


И еще в Перми самая свободная пресса в России. И искусство занимает первые полосы — дискуссии о нем такие же страстные, как о политике.


Алеся Лонская

Эксперт


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе