Мечта о 28-ми километрах свитков

По дороге из Углича в город Мышкин можно увидеть рекламный указатель — село Учма, музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. 

Не пожалейте часа времени, сверните — и вы окажетесь в небольшой деревне, расположенной на правом берегу Волги

Здесь всего одна улица с двумя концами: Рублевым и Семигривенным, делящими город на две части, с типичными для этих мест домами с кружевами наличников (некоторые сохранились с конца XIX века). В конце Семигривенного, в трех амбарах и часовне XIX века, находится частный музей Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. Основал его местный житель Василий Гурьевич Смирнов.

Первоначально музей задумывался как дань уважения и памяти русскому святому Преподобному Кассиану Греку (в миру — Константин Мангупский). Биография этого человека по трагичности и насыщенности событиями могла бы послужить материалом для приключенческого романа в стиле Сабатини или Стивенсона.

Родился Грек в Крыму около 1427 года, в городе-государстве Мангуп, которое входило в состав Византийской империи. Константин находился в родстве с правящей династией Палеологов, был свидетелем захвата Константинополя турками и гибели Византийской империи. В возрасте 33-х лет он, вместе с оставшимися в живых Палеологами, бежал в католический Рим, где провел в изгнании двенадцать лет. Затем Константин в составе свиты Зои Палеологини (Софии Палеолог), невесты Ивана Третьего, проехав половину Европы, прибыл в Москву.

При дворе Ивана Третьего Константин пробыл пять лет. А потом принял постриг в Ферапонтовом монастыре с именем Кассиан. В 1477-м Кассиан отправился с двумя иноками к своему другу — князю Угличскому Андрею, плыли они в лодке по Волге и остановились на ночлег у места, где в Волгу впадает река Учма. И здесь началась новая страница жизни Константина Мангупского. Он основал Учемский монастырь — Успенскую Кассианову пустынь, где прожил до 77 лет и скончался в 1504 году.

Жители Учмы вряд ли ощущали себя звеном в большой истории. Они жили обычной человеческой жизнью: работали на земле, любили, рожали и растили детей, передавали им свой опыт, навыки и умения. Именно крестьянской повседневности посвящена вторая часть музея. Все предметы, составляющие экспозицию — подлинные. Они не спрятаны за витринами, не огорожены: горшки и утюги, скалки и прялки, снасти и местные приспособления для ловли рыбы — помнят тепло рук своих хозяев и позволят вам погрузиться в подлинную деревенскую жизнь. Здесь нет «красивости», а есть атмосфера настоящего крестьянского уклада, который собирался столетиями и практически утрачен в наши дни.

Ткацкий станок с натянутой основой выглядит так, как будто мастерица только что отошла на минуточку. Вы можете все потрогать, посмотреть, какой ассортимент завозили в местное сельпо, узнать нормы отпуска товаров, присесть в приглянувшемся месте, примерить платье или шляпку, в которых щеголяли местные модницы лет пятьдесят-шестьдесят назад. Посидеть на завалинке, полузгать семечки, послушать неторопливые рассказы местных жителей о былой жизни. Эта часть музея очень человечная — грустная и светлая одновременно.

Мы спросили хранителя музея Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни Василия Смирнова: сколько человек посещают музей в год, и как реагируют люди?

Музей работает только в теплое время года, и за пять месяцев его посещает около тысячи человек. Очень мало кто остается равнодушным к предложенной теме, человек десять, не больше. Реакция, конечно разная. У сорока процентов посетителей экспозиция вызывает добрые воспоминания из детства. Память возвращает их к бабушкам и дедушкам, к теткам в деревне. Еще сорок процентов говорят, что все помнят, и рады, что их дети и внуки этого не знают. И только двадцать процентов сознают, что в ХХ веке мы стали живыми свидетелями гибели целой крестьянской цивилизации…

Нам есть куда расти. Несколько лет назад мы обратились в канцелярию Ватикана с просьбой поделиться какими-либо материалами Константина Мангупского (если такие есть в наличии). И получили ответ, что у них хранится 28 километров свитков, которые относятся к пребыванию Палеологов в Риме. Нам предложили приехать и поработать с ними. Жаль только, что не знаем рукописной средневековой латыни (и вряд ли уже освоим ее). Но, может быть, когда-то возникнет потребность, и найдутся деньги на гранты. И мы узнаем, как Палеологи жили двенадцать лет в Риме. А еще хочется, чтобы нашлись последователи нашего дела, а Учма сохранилась как живое село, не превратилась в музей.


Автор
Текст: Лена Болтенко, фото: Лена Наумова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе