Мертвые авто могут заполонить Ярославль

Каждый день на улицах Ярославля бьются десятки машин. В самые аварийные дни их число доходит до сотни. Причем порой после столкновения «железному коню» ставят страшный диагноз: восстановлению не подлежит. Что тогда?

Проблема есть – закона нет

Если машина уже из последних сил дышит на ладан, а то уже и отдышала, первым делом ее снимают с учета в ГИБДД, чтобы можно было отправить некогда резвую «лошадку» на автокладбище. Собственнику нужно обратиться в любое регистрационное подразделение области с заявлением и документами, если они сохранились. Автоинспекторы проверят ее через справочную базу на предмет угона и вскоре целиком и полностью вверят судьбу машины ее хозяину.

Однако если «консервная банка на колесах» снята с учета, далеко не факт, что она больше не появится на дорогах. Более того, собственник может попросту бросить убитую временем и непростой жизнью изъеденную ржавчиной «ласточку» хоть в центре города, ведь ни в каких законах такие ситуации и выходы из них не прописаны.

Специальной службы для утилизации, которая бы собирала ставшие бесхозными автомобили, скажем, на эвакуаторе, попросту нет. И хотя обязанность утилизировать отслужившую свой срок машину лежит на ее владельце, никакой ответственности оставивший авто на произвол судьбы и вандалов хозяин не несет.


Разборки по-автомобильному


«Разборка» сейчас – термин не только криминальный. Водителям машин, которые то и дело требуют ремонта и – как следствие – финансовых вложений, он тоже хорошо знаком.

Найти нужную деталь часто бывает сложно, если автомобиль родом из-за рубежа и в стране встречается редко. А если и есть в продаже абсолютно новые запчасти, не каждый водитель старенькой машины потянет такое приобретение в финансовом плане.

Порой единственный вариант найти замену детали, ставшей неисправной, – снять ее с другого, аналогичного, авто. Единственный способ сделать это законным путем – частная автомобильная разборка.

Причем туда отправляются не только в поиске редких деталей, но и для того, чтобы сдать еще «живые», если машину дешевле «добить», чем чинить, или когда она вовсе не подлежит восстановлению. По сути, разборка – это утилизация автомобилей с извлечением максимальной пользы.

Правда, вопрос о качестве таких «б/у автоорганов» остается открытым. Шанс нарваться на деталь, которая через неделю, день, а то и час выйдет из строя и станет причиной аварии, велик. Что касается гарантий на свежеприобретенные запчасти не первой свежести, то они если и есть, то исключительно в устной форме. А слово, как известно, к делу не пришьешь...


Была программа, да вся вышла


В марте 2010 года с подачи Минпромторга в Ярославле стартовала программа утилизации автомобилей. Владельцы десятилетних легковушек по ней могли получить в качестве бонуса за сдачу старушки в утиль сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового шедевра отечественного автопрома.

За время действия этой программы было выдано 600 тысяч сертификатов, на что правительство выделило 30 млрд рублей. Автолюбители идеей прониклись и сдавали машины очень активно.

Однако принимать автохлам на колесах закончили еще в июне 2011, а в декабре минувшего года программа утилизации официально завершилась. Именно тогда автовладельцам выплатили все деньги по сертификатам.

Что делать с отжившими свой век «железными конями» сейчас? В Ярославле есть фирмы, занимающиеся утилизацией автомобилей. Аварии без пострадавших вписывают в категорию так называемого «железа». Именно как железо автомобили и интересны утилизаторам.


Кладбища для машин нет


Автокладбищ в том виде, в каком они представляются в американских фильмах, в Ярославле нет. Нет и муниципальных пунктов утилизации. Есть площадки, принадлежащие частным фирмам. Правда, занимаются они приемом металлолома, а не только автомобилей.

Машина на таких площадках, пройдя через цепь предварительных предсмертных «экзекуций», прекращает свое существование как вид транспорта и возвращается к «зародышу» – становится куском железа в прямом смысле. Ее разбирают и рассортировывают: пластик, резина, металл и прочие составляющие – все отдельно.


– Приезжает владелец транспортного средства со всеми документами на машину, либо он ее может изначально снять с учета в ГАИ и приехать к нам со справкой, – рассказали в одной из ярославских фирм. – Он сдает машину нам в утиль, мы выписываем приемо-сдаточный акт и по весу выдаем деньги. Машину разбирают, ее каркас проходит через пресс-ножницы и отгружается на металлургический комбинат.

Как рассказали «Провинции.Ру», за последние месяцы никто не сдавал свои авто в утиль, несмотря на то, что количество аварий в последнее время существенно возросло, да и автопарк в городе постоянно увеличивается.

Куда же отправляются догнивать разбитые машины? На улицы? На стоянки? На обычные городские свалки? Такие «кладбища» опасны для окружающей среды: в тормозных колодках и сцеплении содержится сильный канцероген асбест, а в аккумуляторах – свинец и кислота. Кроме того, в случае возгорания на свалке случится сильный пожар, а то и прогремят несколько взрывов


Зарубежный опыт


В Европе вопрос утилизации решен уже давно: в стоимость покупки автомобиля включена цена его уничтожения (переработки). В оплату входят пресс кузова, утилизация фреона, подушек безопасности, ведение учета и оплата работы органов по приему платежей.

Зарубежные автомобилисты отвозят свои старые автомобили в специальные центры по утилизации. Компании-производители обычно занимаются переработкой своих моделей.

Специалисты разбирают машины на узлы, часть из которых идет на переплавку, а остальные доводятся до отличного состояния и устанавливаются на новые машины. Остатки, которых обычно набирается менее 50% от изначального веса, отправляются в утиль.

Инженеры создают новые модели так, чтобы по окончании срока службы автомобиль можно было легко утилизировать. Европейцы давно отказались от ПВХ, заменив их материалами, поддающимися переработке. В современных моделях около 70% материалов поддаются переработке.

Другие материалы также не остаются без дела, все идет в ход: аккумуляторные батареи, из старой резины выплавляются новые коврики и брызговики, из старых стекол делают новые, даже из жидкостей делают что-то полезное.


Наш опрос


«Провинция.Ру» поинтересовалась у ярославских водителей, нужно ли в городе автокладбище.


Николай Черноокий: «Думаю, что не стоит содержать у нас вообще какие-либо автокладбища, так как это очень неэкологично, учитывая то, что машины стареют, гниют, ржавеют... К тому же, в каждом автомобиле есть свои токсичные вещества – моторное масло, смазочные композиции, охлаждающие жидкости, дистилированная вода и т.д. Все это очень высокотоксично и может повлиять не только на какой-то отдельный район, но и на экологию города в целом. Так что уж лучше пусть будут пункты ломоприема, хоть он также скапливается в больших количествах, но, по крайней мере, он вторично перерабатывается и долго не месте не лежит».


Борис Гладков: «Если бы люди вели себя адекватно на дороге, то не нужно было бы никаких автокладбищ. А так, неплохо было бы прямо в центре такое организовать, чтобы видели и по правилам ездили. Хотя мало на кого это подействует...»

Автор: Ирина Бордовая

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе