Между экраном и планетой: пять сценариев будущего городской жизни

Сложно сказать, чего сегодня стоит бояться больше: наступления умных нейросетей и обесчеловечивания мира или того, что мы не доживем до этого из‑за экологического кризиса.
Иллюстрация: Yota Lab


Сложно сказать, чего сегодня стоит бояться больше: наступления умных нейросетей и обесчеловечивания мира или того, что мы не доживем до этого из‑за экологического кризиса. «Афиша Daily» побывала на конференции In The City в Петербурге и записала прогнозы экспертов на ближайшее будущее умных городов.



Сортировка мусора с помощью нейросетей


Евгений Гудов
руководитель Yota Lab

Одна из глобальных проблем всей планеты, а не только России, — мусор. В России каждый человек производит за год примерно полтонны отходов, до недавнего времени 90% мусора уходило на свалки. Сейчас ситуация поменялась: строится огромное количество заводов по утилизации, но, к сожалению, они идут по пути сжигания мусора при высоких температурах, а это сопровождается выбросом опасных химических соединений в атмосферу. Более верный путь — использовать вторсырье повторно и приходить к модели циркулярной экономики. Сортировка мусора — труд неприятный. И это дорого.


© Yota Lab


Мы хотим заменить большую часть сортировщиков роботами. Из 20 человек на конвейере должно остаться 5, чтобы досортировывать за нейросетью, — пока искусственный интеллект и роботы не справляются с задачей на 100%, но результаты есть. Мы занимаемся вопросом сортировки мусора при помощи роботов уже полтора года и выяснили, что роботизация удешевляет процесс в четыре раза. Цель — сделать сортировку мусора экономически выгодной и снизить расходы в 10 раз. Первые тестовые блоки в сортировочный центр будут поставлены в феврале 2020 года в Москве.



Эксперимент — новая модель городского управления


Мэтью Клодел
дизайнер, урбанист, исследователь в Массачусетском технологическом институте (MIT)

В начале 21 века из‑за ряда финансовых кризисов мы начали наблюдать тренд скупости правительств по отношению к инвестициям в городскую среду. Но в это же время между 2001 и 2014 годами венчурные инвесторы стали активно вкладываться в стартапы и инновации. Произошел взрыв новых технологий в обществе. В итоге сейчас мы живем в Uber–мире, где городская мобильность, собственность, предпринимательство, дизайн и здоровье проходят революционные этапы. Прогресс сегодня определяется не курсом правительства, а взаимоотношениями свободных рынков, которые занимаются дизайном и проектированием. Госсектору отведена роль регулирования и рассмотрения, в которых, надо признать, он сильно отстает. И все мы участвуем в новой гонке, цель которой — оцифровать и поменять процесс городского управления.

Состояние современного города можно описать как постоянную бета-версию, эксперимент — это новая модель городского управления. Гражданские инициативы и инновации влияют на технологии города и меняют отношения власти, бизнеса и жителей. Все эти субъекты должны научиться работать как команда: разработать и развернуть технологию, протестировать ее на отдельных участках и затем зарегулировать.



AR и VR-технологии в обучении, на производстве, маркетинге и HR


© Walmart


Антон Бесходарный
руководитель программ технологической стратегии в дирекции цифровой трансформации «Газпром нефть»

Сегодняшний рынок требует постоянных изменений компетенций рядового сотрудника. Задачи и проблемы, которые мы решаем, становятся сложнее, также возрастает объем данных, увеличивается количество аналитики. Главный тренд: время на рутину сокращается за счет роботизации производств, цифровых двойников и искусственного интеллекта, а AR и VR-технологии активно используются в обучении, коммуникации и контроле. В виртуальном обучающем интерфейсе человек получает возможность тренироваться потушить пожар на промышленной площадке, решать сложные задачи в смоделированных ситуациях при погрузочно-разгрузочных работах на нефтяной платформе и много чего еще. Для крупных компаний промышленная безопасность — ключевая задача, поэтому все инвестируют в обучение сотрудников, что снижает риски и непредвиденные расходы. Также AR и VR-технологии можно использовать, например, при собеседовании сотрудников — у нас разрабатывается VR-тест для определения склонности к рискованному поведению.

Компания Walmart в прошлом году закупила 17 тыс. шлемов, чтобы обучать своих кассиров. Компании Boeing и Airbus учат пилотов в дополненной реальности и чинят авиадвигатели самолетов с использованием очков Microsoft Hololens. Ford использует VR не только для того, чтобы учить людей, но и смотрит, как они учатся, насколько верно они выполняют те или иные операции и выдают рекомендации, как правильно работать на сборочных линиях. Разрабатываются приложения, которые помогают ориентироваться в торговых центрах в период распродаж и скидок. Точно так же разрабатываются проекты, которые горожан помещают в ситуации, в которых они никогда не окажутся, — исторические экскурсии по городу, прогулки по разрушенным или несуществующим объектам.



Интернет вещей как способ борьбы с кражами, контроля безопасности и пробок на дорогах


© Whoosh


Сергей Лаврентьев
основатель и генеральный директор кикшеринга Whoosh

К концу этого года будет зарегистрировано более 9 млрд устройств, которые, так или иначе, используют технологии IoT (Internet of Things), хотя еще не все люди поняли, как это работает. Сама технология появилась в 1982 году — в одном из университетов Питтсбурга прототип IoT определял наличие в вендинговом аппарате банок сладкой газировки и их степень охлажденности.


© Whoosh


Большие американские и европейские города сегодня захватывают электрические самокаты. В Москве было осуществлено всего лишь за три летних месяца четверть миллиона поездок. Технология кикшеринга по большому счету такая же, как и у каршеринга: вы устанавливаете приложение, находите ближайший к вам самокат, разблокируете его и катаетесь. Пока вы катаетесь, IoT обменивается с шеринговой платформой миллионами сообщений (все происходит в облаке). Мы знаем, где находится самокат, кто на нем едет, с какой скоростью, по какой поверхности, на какой высоте. И чем дальше мы развиваем нашу технологию в Whoosh, тем больше мы будем знать: сможем менять скорость скутера, если он попадает в городскую зону, где скорость движения ограничивается правилами ПДД, а райдер сам ее не снижает, а также если им управляет не трезвый человек. Мы можем подсказывать городу и его транспортным министерствам, где чаще всего берут самокаты, соответственно, где лучше выставлять велопарковки, не говоря уже о влиянии на уровень пробок и чистоту воздуха. Уже сейчас можно раскрывать случаи вандализма и краж — самокат (или любой другой предмет, транспорт с IoT) постоянно сообщает о своем местоположении — и за ним, а следовательно и за похитителем, приходят правоохранительные органы».



Соцсети горожан как инструмент принятия городских решений


Карта городской активности на основе открытых данных пользователей Вконтакте


Дарья Радченко
цифровой антрополог, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Современные технологии увеличили количество связей в городе и усложнили его структуру. Для того чтобы лучше управлять городами в период постоянных изменений, нужно прежде всего понимать, как люди их используют, что думают о тех или иных пространствах и чего хотят.

Цифровые следы, с которыми работают гис-аналитики и городские антропологи, — это отметки в соцсетях, данные банковских приложений, мобильного оператора, навигаторы или трекеры маршрутов. Все, что можно получить из открытых источников, оцифровать и наложить на карту, дает понимание того, что в городе происходит, и увидеть пространственный портрет города за определенный период времени.

Антропологи исходят из того, что местные жители — люди, которые ходят по городу ногами каждый день, — и есть самые главные эксперты. Задача антрополога — выявить скрытые ценности, нормы, потребности людей, поэтому работа идет не только с открытыми данными. Проверять большие данные можно с помощью глубинных интервью, опросов, совместных экскурсий, ментальных карт, бесед с разными стейкхолдерами — это дает понимание, чего на самом деле хотят люди. Таким образом, можно в короткие сроки проложить пешеходные маршруты по тем местам, которые горожанами освоены самостоятельно, предложить усилить безопасность и освещение на территории, которая воспринимается как враждебная. Строить не только регулярные парки и гранитные набережные, а яркую и интересную архитектурную реплику в историческом центре города. Просто потому, что антропологи спросили у жителей, и их мнение учли архитекторы и городские власти.


Конференция In The City организована компанией «Газпром нефть» и входит в программу социальных инвестиций «Родные города». Программной дирекцией выступает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Автор
Анастасия Железнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе