22 ноября 2010 ● Зоя Харитонова
Когда заслуженный архитектор России Зоя Харитонова бродит по московским улицам, ее глаза похожи на глаза постаревшего Костика из «Покровских ворот», наблюдающего за сносом дома, в котором прошла его юность. Москва для Харитоновой — это текст, который она писала всю жизнь: целые улицы и районы — плоды ее мысли, таланта и принципиальной позиции. Теперь в этом тексте все навыворот: запятые перед «но» выброшены, «не» с глаголами соединены, тавтология стала нормой. И даже положение члена экспертно-консультатив-ного общественного совета при главном архитекторе города не дает Зое Васильевне возможности отстоять элементарные нормы грамматики и стиля. Кор-респондент «РР» решила пройтись по Москве с одним из ее создателей, чтобы попытаться в этом тексте хоть что-нибудь разобрать
Если бы Зоя Харитонова родилась в 1870 году, она могла бы заниматься благоустройством парков и дворянских дач — как ее дед. Или строила бы прекрасные улицы в стиле модерн, внимательно следя за тем, чтобы балконы не выходили за «красную линию». Если бы она родилась в 1900-м, она бы стала современницей конструктивистов и воплощала бы в камне утопические идеи революционного времени. Если бы ее молодость пришлась на сталинское время, она строила бы величественные сооружения в псевдоклассическом стиле и мучилась бы вопросом, достойно ли воспевать в архитектуре тоталитарное государство.