Нам с вами по пути

Старинные путеводители не стеснялись показывать гостям непарадную сторону жизни Ярославля

В Ярославском музее-заповеднике открылась выставка дореволюционных городских путеводителей. Ее посетители при некоторой доле воображения могут перенестись на несколько веков назад и посмотреть на областной центр глазами тогдашних туристов. 

Кабаки и церкви

Первый справочник для гостей города – «Путеводитель по Ярославской губернии Федора Никольского» – появился у нас в 1859 году. Выпущен он был по инициативе губернского статистического комитета, а потому главное внимание автор уделил цифрам. 


Как следует из книги, во второй половине XIX века Ярославль занимает всего 5 верст в длину и 4 в ширину. На 86 улицах расположены 3262 дома, причем каменных – только 602. Из 33189 душ городского населения большинство – купцы и мещане, а потому в путеводителе не случайно отмечены и Гостиный Двор, и Ильинская площадь, где каждый год с 5 по 20 марта проходят ярмарки. 

Вовсю дымят заводы и фабрики общим числом 81, развивается и «мелкий бизнес»: в городе работают 6 гостиниц, 9 харчевен, 15 рестораций и... целых 30 питейных домов! На одну-единственную библиотеку при книжном магазине купца Щепетилова приходится 77 действующих церквей. Главные достопримечательности – Волжская набережная и «механический мост» через Которосль. 

Следующий путеводитель вышел в 1883 году. Это было уже более серьезное издание с планом города, родословными ярославских князей и полным списком «достопримечательных памятников русского зодчества».

Из тогдашних промышленных достижений Ярославля автор книги Андрей Титов с гордостью упоминает заводы и фабрики, количество которых за 20 с небольшим лет взметнулось до 265! Из культурных – Волковский театр и народные чтения в Вознесенском училище с показом «туманных картин» – диапозитивов. Из технических – аппарат Морзе. С его помощью можно было связаться хоть с Рыбинском, хоть с Москвой.

Город контрастов

В кратком путеводителе 1909 года «Ярославское Поволжье» Ярославль описывается как город контрастов. Экономика процветает: открывается банк российских миллионеров Рябушкинских, успешно работает крупнейшее в губернском центре предприятие Большая мануфактура с основным капиталом в 6 миллионов рублей и штатом в 9200 рабочих, издается 5 газет и журнал «Приходская жизнь». В то же время в городе высокая смерт-ность (из 1000 детей умирают 339, в то время как средний показатель по России – 268) и ужасная экология. Из 35 миллионов ведер нечистот, вывозимых каждый год с предприятий, складов и бань, только 7 миллионов попадают в специально отведенные места, а остальные – в реки и почву, из-за чего в городе развиваются болезни.

Кроме того, автор возмущается «темнотой и отсутствием самых простых элементарных знаний» у тогдашних горожан и признается, что «в Ярославле книга для большинства является пустой забавой, поэтому и книжные лавки прогорают здесь блестяще и в самое короткое время». 

В путеводителе без стеснения описаны и те «достопримечательности», с которыми туристам вообще было опасно знакомиться. Речь идет о Стрелке. Она тогда была дровяной пристанью и в теплое время года становилась пристанищем бродяг и бездомных, «жертв и рабов всесильного хмеля». Там они работали за харчи и выпивку, а зимой крали, попрошайничали или намеренно садились в тюрьму, чтобы было где перезимовать. Любимым местом отдыха этих людей был трактир купца Будилова, а потому и называли их зимогорами или будиловцами. 

Противоречивым получился и путеводитель 1913 года «Ярославль в его прошлом и настоящем». Тогдашних горожан автор, с одной стороны, характеризует как «бойкое, живое население» и хвалит за «пристрастие к театральному искусству», с другой – отмечает «грубоватость, необщительность и даже кажущуюся дикость нравов». 

Возможную причину такой двойственности характера можно найти в последнем дореволюционном путеводителе по Ярославлю – справочнике Петра Критского 1916 года. В нем особо отмечена одна из главных проблем тогдашних горожан – дорогое жилье. Не помогло даже специальное постановление губернатора, по которому в 1915 году был приостановлен рост цен на квартиры. «Все свободные места заняли, и, чтобы найти хотя бы комнату, нужна счастливая случайность», – пишет Критский. 

Получается, что ярославцев испортил пресловутый квартирный вопрос? Вполне возможно. 

Между строк

Чем дороже был путеводитель, тем активнее в нем рекламировались тогдашние ярославские предприниматели. Просматривая их рекламные модули, можно узнать много интересного. 

К примеру, в разрушенном сейчас доме Понизовкина на ул. Свободы работал «аптекарский и оружейный магазин А. Архангельского». Здесь продавали машинки для стрижки волос, хирургические инструменты, фейерверки и фотоаппараты. При магазине работала даже «темная комната» для фотографов-любителей. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе