Настенная живопись: Первая выставка граффити-художников в Музее Москвы

Теперь можно не исследовать окраины и не шататься по промзонам, чтобы посмотреть лучшие образцы уличного искусства — достаточно зайти в Музей Москвы, где до 8 июня проходит выставка граффити «Урбанизм: город в моем сознании».

Фотография: Shoe

Отдел «Современная Москва» в Музее Москвы хотя и существует меньше года (с сентября 2013), но уже зарекомендовал себя, как организатор неожиданных и ярких проектов, соединяющих искусство и город. В первой выставке — «Наверху» — зрителей заставили задирать головы, чтобы вернуть им привычку смотреть на небо, так как «в современном мегаполисе взгляд наверх у человека почти атрофирован», — объясняет Евгения Кикодзе, куратор и руководитель отдела «Современная Москва». Вторая выставка «Урбанизм: город в моём сознании» посвящена граффити — основополагающему виду стрит-арта, или уличного искусства. Правда единственной стеной на выставке, покрытой граффити, оказалась стена отзывов, которую расписали сами зрители.

Братья Зак и Джабах Кахадо, сокураторы выставки, решили собрать деятелей уличного искусства и попросить их рисовать не на привычных стенах, а на холсте. Оказалось, что шрифтовые композиции прекрасно ложатся в формат подрамника и могут существовать отдельно от здания, превращаясь в самодостаточное произведение.

Выставка собрала девять российских граффити-художников, таких как Алексей Кузнецов, Костя Zmogk, Петр Герасименко (Петро), Илья SLAK, МишаMost, Дмитрий Aske, Мaрат Morik, Андрей Aber и Виталий SY. В качестве специального гостя приехал голландец Нильс Шу Мёльман, более известный как Shoe — создатель стиля «каллиграффити», основанного на смешении граффити и каллиграфически выполненных надписей. В Прямо на открытии выставки, приуроченок к «Ночи музеев» Мёльман продемонстрировал искусство владения «каллиграффити» на одной из подлежащих сносу временных построек во дворе Провиантских складов.


Фотография: Анна Гусева

Сразу слева от входа на выставку расположена стена с фотографиями из собрания Музея Москвы — как своебразное введение в тему московских граффити: на черно-белых снимках, большей частью анонимных и когда-то подаренных Музею москвичами, зафиксированы граффити Москвы 1990-х годов. «Граффити — это искусство, которое существует на улице. Но когда братья Кахадо предложили провести эксперимент и перевести граффити на холст и представить стрит-арт в других условиях, Музею это показалось очень интересным,» — объясняет Евгения Кикодзе. Все работы, представленные на выставке, были созданы художниками специально для этого проекта. «Нам было важно, чтобы художники вступили в диалог с Москвой, и представили результат этого диалога на выставке», — объясняют братья Кахадо. Поэтому в процессе подготовки кураторы всё время встречались в художниками, чтобы ещё раз обсудить тему, пространство и степень свободы самовыражения.


Зак Кахадо

Художник, куратор выставки

«Граффити — это часть городской культуры, нравится вам это или нет. И художники, которые занимаются граффити — часть истории и культуры города. Наша выставка — это признание их искусства; её цель — выразить восхищение этими талантливыми художниками, у которых вместо холста — стены и улицы города. Для нас как кураторов было очень интересно показать и пережить диалог между этими художниками и городом. Большинство из них живёт в Москве, а голландец Нильс приезжал сюда несколько раз, чтобы проникнуться духом города перед началом работы».

Когда Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы, обратилась к братьям Кахадо с предложением сделать выставку, то им показалось, что именно граффити могли бы стать тем связующим звеном между Москвой как городом, которым занимается Музей, и современным искусством, которое интересует Зака и Джабаха. Было решено не просто показать произведения граффити, но представить их в эволюции.

Участвующие в выставке художники или, как их принято называть, райтеры, экспериментировали и отрабатывали свой стиль на стенах города в 1990-х, а к 2000-м уже стали создателями трендов. Сегодня многие из них не только работают с городом как с живым холстом, но и обращаются и классическим материалам и техникам. Естественно, на выставка не могла собрать всех художников Москвы. «Мы отбирали тех, которые показались нам наиболее интересными как эстетически , так и визуально. С некоторыми, такими как Zmogk, Petro, SLAK, Aske мы уже работали на наших прошлых кураторских проектах в галерее MSK Eastside Gallery».


Евгения Кикодзе

Руководитель отдела «Современная Москва» Музея Москвы

«Есть мнение, что искусство — это вещь очень элитарная, отчего в голове у художника выстраиваются целая череда из дверей — одна дверь, другая, третья— которые надо все открыть, чтобы пробиться, и на что уйдут все силы. Для нас же важно, чтобы молодые люди, которые только делают первые шаги в искусстве, тоже могли оказаться в пространстве музея. Выставка, которую мы сделали с братьями Кахадо — это попытка создать именно демократическую выставку, открытую для всех — и художников, и зрителей».

Автор: Анна Гусева

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе