Город-сказка, город-фантазия, город – романтическая история.
Таким Рыбинск предстает в творчестве художника Юрия Шульги. Улочки старого центра вдохновляют его на создание необычных рельефных картин
Имя Юрия Шульги наверняка известно всем, кто участвовал в волонтерских акциях в поддержку наших земляков, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Свои картины он безвозмездно предоставляет на благотворительные аукционы, рисует детишкам аквагрим на городских праздниках.
Юрий – художник-самоучка. Днем работает на судостроительном заводе «Вымпел», строит корабли, а по вечерам погружается в атмосферу творчества, фантазии и гипсовой шпаклевки – главного материала для создания барельефов. С них-то и начались первые шаги в мир искусства.
— Барельефами начал заниматься лет пять назад, – рассказывает художник. – Делаются они прямо на стене или отливаются заранее. Работа со шпаклевкой увлекательная, но пыльная, когда начинаешь ее зачищать. Приходится работать по чуть-чуть, поэтому создание одного барельефа может растянуться на месяц, а то и больше.
Постепенно квартира Юрия стала превращаться в художественную галерею. На кухне мужественный самурай усмиряет грозного дракона. На другой стене – изящные переплетения амулета «ловец снов».
В какой-то момент художник решил «облегчить» барельеф и начал создавать необычные объемные картины. На них оживают Спасо-Преображенский собор, Волжский мост, Никольская часовня, Петровский парк, старые дома, пожарная каланча. Несколько объемных мазков – и мы узнаем знакомые очертания старых рыбинских улочек. Изображения, игнорируя законы художественной условности, выходят из холста навстречу зрителю.
Для создания такого эффекта художник выбрал если не уникальную, то весьма оригинальную технику. Свои картины-барельефы Юрий, скорее, не пишет, а лепит, отливает и вырезает резцом. Вместо кисти в руках у автора – тюбик или флакон, вместо краски – особая мастика, состав которой он держит в секрете.
— Долго я к нему шел, примерно полгода. Пробовал, экспериментировал, бросал все и принимался снова, – признается автор. – В составе есть пластик и камень. Это было необходимо, чтобы материал был одновременно и твердым, и неубиваемым, и приятным тактильно. В зависимости от задумки консистенцию можно развести разную: жидким составом создаются одни эффекты, из гибкого, как пластилин, материала лепятся рельефные детали.
При всей лаконичности картины у Юрия напоены романтикой и загадкой. Сценки действительно будто светятся в темноте. Темный, графитовый фон, свет фонаря, выхватывающий из темноты легкие силуэты влюбленных, таинственной незнакомки, припозднившейся семьи с детьми и, конечно, узнаваемые черты рыбинской архитектуры.
— Если изначально я отталкивался от своих личных воспоминаний и чувств, то потом стал наблюдать, как люди ведут себя в определенных местах, – рассказывает художник. – На Соборной площади часто встречаются пары влюбленных. Молоденькие или, наоборот, возрастные романтики стоят под старинными фонарями. Часто такие моменты ложатся в основу сюжета.
Лица своих героев художник специально не прорабатывает.
— Я даю возможность зрителям фантазировать, – поясняет он. – Часто люди примеряют образы на себя, вспоминают моменты из прошлого, представляют себя в этой ситуации.
Робкие первые свидания, день свадьбы, разговор по душам мамы и маленькой дочки, вечерняя прогулка на мотоцикле с другом. Работы Юрия очень поэтичны, и это неслучайно. На создание многих картин его вдохновляют стихи:
— Раньше к каждой картине подбирал поэтические строчки. Потом по интернету познакомился с поэтессой Светланой Боженковой. Она предложила мне свои стихи. И теперь практически под каждую картину у меня есть строчки.
В дальнейшем Юрий хочет запечатлеть образы и других городов – Питера, Ярославля, Углича. Но Рыбинск, по признанию художника, навсегда в его сердце:
— Сюда, в центр города, я практически ежедневно приезжаю после работы, чтобы попить кофе, прогуляться, просто отдохнуть. Город в последнее время заметно преобразился, здесь погружаешься в другое измерение, в старину. Появилось больше мест для прогулок с друзьями, магазинчиков со всякой приятной мелочью. Многие здания отреставрированы. Если бы еще лет пять назад меня спросили, хочу ли я отсюда переехать, может быть, я и согласился. Но сейчас отвечу, что нет. Ведь столько воспоминаний, столько переживаний, столько знакомых, близких друзей здесь. Вся большая душа в одном маленьком городе!