Новая жизнь мертвых кварталов

Зарубежный опыт реновации пришедших в упадок промышленных районов может оказаться полезным для Москвы

Рост городов нередко имеет в качестве побочного эффекта образование заброшенных или «умирающих» районов. Власти многих мегаполисов в свое время размышляли над тем, что делать с пустующими или малоиспользуемыми производственными территориями в черте города, иногда в самом центре.

Современный облик Лондонских Доков после реновации. Canary Wharf, Isle of Dogs, ЛондонФото: britannica.com

В качестве очевидного выхода рассматривалась реновация, под которой изначально понимался лишь ремонт обветшалых зданий и строительство новых. Но опыт показал, что одними косметическими, во всех смыслах слова, мерами — без комплексных программ развития с участием государственного финансирования — добиться положительных результатов практически невозможно.

Новый Сити в Доклендс

Пожалуй, самым известным примером полного и успешного преображения производственного района является история лондонских доков. Доки появились еще в конце XVII века как охраняемая стоянка для судов и в течение долгого времени были одним из самых динамичных районов города, средоточием коммерческой активности. Однако в XX веке, с ростом объема контейнерных перевозок и строительством новых глубоководных контейнерных портов в Восточной Англии, грузооборот лондонского порта резко сократился.

В 1972 году он утратил статус крупнейшего порта в стране. К 1980 году все доки в Лондоне были закрыты. На это наложился спад в традиционных отраслях промышленности, которые также были представлены в лондонских доках. Стало ясно, что в новых условиях район в прежнем качестве существовать не сможет, и правительство Маргарет Тэтчер приняло решение соорудить в центре зоны доков и складов новый деловой район, призванный соперничать с Сити.

В 1981 году была организована специальная Корпорация развития Доклендс, в обязанности которой входило перепланирование и реновация района. На тот момент район представлял собой скопление неприглядных многоэтажных зданий и домов ленточной застройки. Ощущалась острая нехватка магазинов и мест отдыха. В ходе переустройства были созданы многочисленные пешеходные и велосипедные дорожки, обеспечивающие доступ к реке, пешеходные мосты, парки, а также первый в Великобритании заказник для птиц. Обновленный Доклендс получил множество наград в области архитектуры и планирования. В 1987 году были открыты Доклендское легкое метро и аэропорт Лондон-Сити. В рамках экономической регенерации района на средства, выделенные национальным правительством, в 1982 году была открыта особая экономическая зона Айл-оф-Догз, создание которой подразумевало выдачу грантов на развитие территории, снижение налогов и другие действия, целью которых являлось поощрение развития частного предпринимательства. Крупнейшие компании привлекались для строительства небоскребов, например 244-метровой башни One Canada Square, являвшейся до 2010 года самым высоким зданием Великобритании. Предполагалось, что развивающийся Доклендс потянет за собой соседние районы города, что в итоге и произошло.

dk450-300.jpg

Лондонские Доки в 1981 и 1998 году. Фото: lddc-history.org.uk

В ходе реновации среди населения района значительно сократилась безработица, сюда были привлечены финансовые и высокотехнологичные компании, в бизнес-центре One Canada Square, или, как его называют лондонцы по географическому положению, Кэнари-Уорф, разместились редакции газет «Гардиан», «Дэйли Телеграф» и «Дэйли Миррор». Были построены более 20 тыс. новых домов, в которых по большей части жили сами владельцы, а не съемщики, как раньше. Кроме жилья были построены несколько крупных торговых центров, ряд ресторанов, баров и кафе, а также центр водных видов спорта.

Возрождение Зеленого мыса

Другим показательным примером реновации некогда процветающего, но заброшенного промышленного района является история района Коп Ван Зюйд в Роттердаме. Район, название которого переводится как «Зеленый мыс», представляет собой полуостров на правом берегу реки Маас, расположенный прямо напротив центральной части города. Как и Доклендс, в прошлом район играл большую роль в жизни портового города: здесь располагались доки, верфи и терминал для океанских лайнеров, и точно так же в 1960–1970-е годы район пришел в упадок из-за того, что порт переместился вниз по реке.

 

kopold450-300.jpg
Порт Коп Ван Зюйд до реконструкции Фото: 2010lab.tv

 

В то время Коп Ван Зюйд представлял собой заброшенную территорию, отрезанную от реки складскими помещениями, а от прилегающей части города — железнодорожными линиями. Положение дел усугублялось также тем, что прилегающие районы имели плохой социально-экономический климат.

Выдвигались проекты по перепроектировке Коп Ван Зюйда под социальное жилье, однако по плану развития Роттердама 1986 года району была отведена куда более значительная роль: было решено создать многофункциональную территорию — броский архитектурный комплекс на набережной, напрямую соединенный с центром города, призванный, помимо прочего, открыть доступ к ранее оторванной южной части города.

Программа предполагала, что центр Роттердама рано или поздно в ходе развития города раскинется и на эту территорию. Отдельное внимание уделялось тому, чтобы жители близлежащих неблагополучных районов также выиграли от проводимой регенерации.

В ходе осуществления программы был построен Мост Эразма, который благодаря своей запоминающейся конструкции («мост-лебедь») уже успел стать одним из символов города, была открыта станция метро и расширена трамвайная сеть, что значительно улучшило сообщение между южной и северной частями города. Речные такси, курсирующие между берегами реки, дополнили систему общественного транспорта.

 

kopnew450-300.jpg
Порт Коп Ван Зюйд после реконструкцииФото: eropuit.nl

 

Помимо моста было построено несколько выдающихся архитектурных сооружений. К работе были привлечены такие знаменитые архитекторы, как Ренцо Пиано, Норман Фостер и Рем Колхас. Как и в Доклендсе, большое внимание уделялось доступности набережной и ее приспособленности для пешеходов.

Проект регенерации оказался более успешным в экономической сфере, нежели в социальной, однако и здесь наблюдаются некоторые подвижки: безработица сократилась за период 1991–2005 годов с 17 до 6%.

Наработки для Москвы

Это лишь наиболее известные примеры реновации промышленных территорий в черте крупных агломераций. Неслучайно, что в обоих случаях речь идет о реновации заброшенных портовых сооружений. Во-первых, потому, что в тех городах, которые в индустриальную эпоху были крупными промышленными и транспортными центрами, вопрос о перепланировке стоит особенно остро. Москва, где в настоящее время обширные пространства заняты как действующими, так и простаивающими промышленными предприятиями, несомненно, может быть причислена к этим городам.

Во-вторых, это неслучайно потому, что набережная — знаковое место для любого города, излюбленное место горожан и туристов. К ней, как правило, имеет выход исторический центр города. Поэтому проекты по регенерации городских районов, расположенных на берегу «градообразующих» водоемов, рассматриваются как флагманские в рамках масштабного обновления города. Москва опять же не является исключением.

При взгляде на схему промышленных зон столицы становится ясно, что значительная их часть находится на побережье Москвы-реки. Этот факт не остался незамеченным архитекторами. В 2006 году на XI Международной выставке архитектуры и дизайна в ЦДХ на Крымском Валу роттердамский Институт Берлаге представил проект «Москва-река». Проект подразумевал предотвращение естественного и беспорядочного развития субцентров на территории агломерации, которые перетягивают на себя отдельные функции центрального делового района и расположение которых определяется главным образом особенностями радиально-кольцевой транспортной сети.

Вместо этого предполагалось сосредоточить все центральные функции исключительновдоль Москвы-реки, придав, таким образом, развитию города линейный характер. Авторы проекта подчеркивали удобное диагональное направление реки, а также большую роль водоема в архитектурном ансамбле города. Проект не предлагал перепланировку гигантской «набережной» по единому сценарию, а предусматривал развитие отдельных очагов на берегу реки, которые должны были увлечь за собой прилежащие пространства.

Идея отклика у московских властей не нашла, однако Институт Берлаге не исчез из московской архитектурной жизни — в 2010 году он совместно с берлинским бюро Uberbau проводил в институте медиа и дизайна «Стрелка» воркшоп, посвященный возможным сценариям развития «Красного Октября» — вероятно, лучшего примера реновации производственных территорий в столице.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе