В очередной раз вернуться к теме граффити подталкивают два события, которые произошли в регионе в сентябре. Одна новость, как водится, плохая, другая хорошая.
Сначала в Рыбинске вандалы разрисовали почти тридцать свежеотремонтированных фасадов в историческом центре. В обществе прокатилась волна негодования. Рисовальщиков опознали по кадрам с камер наблюдения, предъявили обвинение, теперь их ждет суд.
А в Ярославле проходил фестиваль уличной культуры «Не забывай свои корни» — художники вполне законно расписывали фасады библиотек и ДК портретами известных деятелей науки, культуры, спорта. Менделеев, Волков, Некрасов, Маяковский выглядят ярко и современно — муралы собрали множество положительных отзывов, хотя и без критики не обошлось. Кто-то новые граффити посчитал некрасивыми и даже отталкивающими.
Эти две ситуации — в Рыбинске и Ярославле — показывают, что в большинстве своем общество готово принять уличное искусство, когда оно понятно и уместно, но категорически протестует против хулиганства и визуального мусора, сопряженного вдобавок с порчей имущества.
Но где проходит грань между «хорошим» граффити и «плохим»? Какие кварталы могли бы украсить рисунки во всю стену? И есть ли место настенной живописи в историческом центре города? Мы приглашаем к дискуссии рыбинских художников.
Эскизы Сергея Крылова
«Скучные панельки — чистые холсты»
Сергей Крылов, художник-график:
— Давайте попробуем разобраться. Граффити — это прямое или зашифрованное нанесение текста имени райтера (уличного художника) или название команды райтеров в любых местах, даже самых неожиданных, без санкционированных разрешений.
Стрит-арт — это любое творческое проявление в городской среде, кто во что горазд. Всё это также происходит хаотично, с применением различных материалов и без разрешений. Например, взял баллончик с краской и пошёл пачкать фасады зданий в историческом центре города.
А вот паблик-арт — совсем другое. Это плановое, согласованное и оплаченное мероприятие. Художник предоставляет эскизы, согласовывает их. Ему оплачивают работу, краски и подъёмники. И всем весело и хорошо!
Мне очень нравится паблик-арт, когда работа уместна и украшает собой уличное пространство, обогащая серые дворики, делая их привлекательными и интересными. Но исторический центр для этого мало подходит, в нём и так много разных привлекательностей. Пусть останется историческим! Зачем рисовать на стенах с лепниной? Достаточно вывесок конца ХIХ — начала ХХ веков.
То ли дело районы спальные — вот где можно развернуться. Скучные панельки для этого самый подходящий вариант. Чуть ли не каждый дом имеет пустой серый или облупившийся торцевой фасад, часто даже без окон. Вот где чистые холсты для творчества. Или представьте: разрисовать, к примеру, элеватор!
Сам я с большим желанием принял бы участие в каком-нибудь подобном проекте, даже мог бы предложить собственные эскизы. А если бы власти дали карт-бланш и предложили: «Рисуйте, где хотите», то и в центре города нашлось бы место для искусства. На соборной площади есть фасад из красного кирпича, на нем можно было бы что-нибудь изобразить. Внутренний двор Сенного рынка тоже было бы интересно раскрасить, соответственно и другие дворы — везде можно приложить руку.
«За доброе граффити без вау-эффектов»
Зинаида Позитивная, профессиональный художник по росписи стен:
— Я видела надписи на фасадах [сделанные вандалами в центре Рыбинска] и не смогла не испытать скорбь и злость.
Мое видение таково: граффити в старой части города вводить стоит очень аккуратно. Нужно отталкиваться от окружающей среды объекта и вводить гармонично по цвету с ним, легко и ненавязчиво. Если присутствует красный кирпич, то должны быть цвета из той же гаммы, сочетающиеся с ним. И это точно не портреты знаменитостей, как сейчас популярно. Пусть это будут стихи Ошанина или другие тексты, заполняющие всю стену, мысли земляков, послания потомкам от людей прошлого. Не вау-эффекты, а что-то доброе, уютное, обволакивающее, поддерживающее.
А яркие пятна можно вписывать в других, не исторических, районах города. Сама же я люблю на стенах минимализм и цветовую абстракцию.