Сейчас подобные организованные пленэры входят в моду. Особенно
славятся среди профессионалов пленэры в Плесе и Вологде, хороший резонанс имеют
даниловские (!) пленэры. А недавно завершил свою работу пленэр в Липецке, на
который съехались восемнадцать художников со всего Центрального федерального
округа.
Ярославское отделение Союза художников представлял на этих
летних творческих мастерских известный в городе художник Владимир Литвинов.
Он-то и поделился с нами подробностями своего пребывания там, предварив рассказ
репликой, что не ради красного словца затеял весь этот разговор, а ради важного
дела.
А дело вот в чем. Не первый год ярославские художники обращаются
к городским властям с предложением организовать подобные пленэры у нас,
доказывают явную выгоду подобной акции не столько для художников, сколько для
принимающей стороны.
Им никто не говорит «нет». Напротив, самые ответственные
чиновники с радостью соглашаются на претворение в жизнь этого благого начинания,
как только изыщутся свободные деньги. А когда это случится? Словом, вы будете
желанным гостем, но в другой раз. А время между тем уходит. И такого
грандиозного повода для проведения всероссийского пленэра, как тысячелетие
Ярославля, больше не подвернется.
Теперь, собственно, о пленэре. Как уже упоминалось, в Липецк
съехались художники со всего ЦФО, по одному человеку от каждого областного
отделения Союза художников. То есть, мягко говоря, не самые последние в стране
живописцы. Принимающая сторона обеспечила их не только хлебом насущным и крышей
над головой, но и предоставила краски, кисти, холсты.
Подобный аттракцион неслыханной щедрости для маститых
живописцев, немало повидавших на своем веку, оказался приятным сюрпризом. Но
«незначительный нюанс» широкого жеста заключался в том, что три казенных холста
надо было использовать по назначению и вернуть хозяевам.
По словам Владимира Литвинова, на написание трех картин, одну из
которых, кстати, организаторы покупали(!), уходит два-три дня работы из
десятидневного пленэра. Остальное время художник работает на себя, и при
известном прилежании с подобного пленэра можно привести готовую персональную
выставку. А администрация города Липецка по итогам работы всероссийского пленэра
в одночасье стала обладательницей 54 холстов, где был изображен родной липецкий
край. Готовая выставка. Этим воспользовались организаторы, проведя в послед-ний
день работы летних творческих мастерских вернисаж в Ельце (небольшой городок
близ Липецка). Далее выставка переедет в Липецк, а уж осенью с ней познакомятся
и москвичи.
Обоюдная выгода – налицо. Почти два десятка живописцев увезли
в родные края десятки новых картин, город Липецк получил во владение более
полусотни холстов, провел три выставки, одна из которых – российского масштаба.
Это – материальные итоги пленэра. А есть ведь еще и такой эфемерный аспект, как
культурный имидж города. Вроде и на стенку не повесишь, а слава по стране как
о крае, где «художников за людей держат», идет. Мелочь, а приятно. А что у нас,
в отчем доме?
– Недели не проходит, чтобы нас, художников, градоначальство не
спросило, как мы готовимся к тысячелетию города, – делится своими мыслями
Владимир Литвинов. – А как готовиться? Писать большие работы? Я лично не знаю ни
одного художника, кто бы специально к тысячелетию уже начал ваять монументальное
полотно. А тут и придумывать ничего не надо: провести пленэр, порадовать
художников всей страны и себя, любимых, не забыть. Свой город обычно не видишь
так, как увидит приезжий человек. Полсотни холстов с оригинальным, свежим
взглядом на Ярославль, причем холсты от лучших живописцев страны – это ли не
достойная подготовка к тысячелетию?
Северный край
Северный край