О пользе пленэра

Каждый уважающий себя художник время от времени выбирается из душной мастерской поработать на свежий воздух, на пленэр. Кто-то из живописцев предпочитает творить в уединении, кто-то – в компании единомышленников, но никто и никогда еще не отказывался от «официальных» пленэров.
Сейчас подобные организованные пленэры входят в моду. Особенно славятся среди профессионалов пленэры в Плесе и Вологде, хороший резонанс имеют даниловские (!) пленэры. А недавно завершил свою работу пленэр в Липецке, на который съехались восемнадцать художников со всего Центрального федерального округа.

Ярославское отделение Союза художников представлял на этих летних творческих мастерских известный в городе художник Владимир Литвинов. Он-то и поделился с нами подробностями своего пребывания там, предварив рассказ репликой, что не ради красного словца затеял весь этот разговор, а ради важного дела.

А дело вот в чем. Не первый год ярославские художники обращаются к городским властям с предложением организовать подобные пленэры у нас, доказывают явную выгоду подобной акции не столько для художников, сколько для принимающей стороны.

Им никто не говорит «нет». Напротив, самые ответственные чиновники с радостью соглашаются на претворение в жизнь этого благого начинания, как только изыщутся свободные деньги. А когда это случится? Словом, вы будете желанным гостем, но в другой раз. А время между тем уходит. И такого грандиозного повода для проведения всероссийского пленэра, как тысячелетие Ярославля, больше не подвернется.

Теперь, собственно, о пленэре. Как уже упоминалось, в Липецк съехались художники со всего ЦФО, по одному человеку от каждого областного отделения Союза художников. То есть, мягко говоря, не самые последние в стране живописцы. Принимающая сторона обеспечила их не только хлебом насущным и крышей над головой, но и предоставила краски, кисти, холсты.

Подобный аттракцион неслыханной щедрости для маститых живописцев, немало повидавших на своем веку, оказался приятным сюрпризом. Но «незначительный нюанс» широкого жеста заключался в том, что три казенных холста надо было использовать по назначению и вернуть хозяевам.

По словам Владимира Литвинова, на написание трех картин, одну из которых, кстати, организаторы покупали(!), уходит два-три дня работы из десятидневного пленэра. Остальное время художник работает на себя, и при известном прилежании с подобного пленэра можно привести готовую персональную выставку. А администрация города Липецка по итогам работы всероссийского пленэра в одночасье стала обладательницей 54 холстов, где был изображен родной липецкий край. Готовая выставка. Этим воспользовались организаторы, проведя в послед­-ний день работы летних творческих мастерских вернисаж в Ельце (небольшой городок близ Липецка). Далее выставка переедет в Липецк, а уж осенью с ней познакомятся и москвичи.

Обоюдная выгода – налицо. Почти два десятка живописцев увезли в родные края десятки новых картин, город Липецк получил во владение более полусотни холстов, провел три выставки, одна из которых – российского масштаба. Это – материальные итоги пленэра. А есть ведь еще и такой эфемерный аспект, как культурный имидж города. Вроде и на стенку не повесишь, а слава по стране как о крае, где «художников за людей держат», идет. Мелочь, а приятно. А что у нас, в отчем доме?

– Недели не проходит, чтобы нас, художников, градоначальство не спросило, как мы готовимся к тысячелетию города, – делится своими мыслями Владимир Литвинов. – А как готовиться? Писать большие работы? Я лично не знаю ни одного художника, кто бы специально к тысячелетию уже начал ваять монументальное полотно. А тут и придумывать ничего не надо: провести пленэр, порадовать художников всей страны и себя, любимых, не забыть. Свой город обычно не видишь так, как увидит приезжий человек. Полсотни холстов с оригинальным, свежим взглядом на Ярославль, причем холсты от лучших живописцев страны – это ли не достойная подготовка к тысячелетию?

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе