От «Афони» до «Аритмии»: Как Ярославль стал центром кинопроизводства

Как предприимчивые ярославцы сделали свой город одним из самых популярных мест для съемок кино в России.
«Аритмия»


Когда говорят о региональном кино и кинопроизводстве в России, прежде всего вспоминают о национальных республиках — Якутии, Бурятии, с недавних пор о Башкирии и Татарстане. Однако именно в Ярославской области ежегодно снимается 10—20 проектов — от сериалов до полнометражных лент. Порой здесь одновременно находятся до десяти съемочных групп. Жители давно привыкли к тому, что город стал одной большой съемочной площадкой, а едва ли не каждый второй ярославец поучаствовал в сериальной массовке.


Кинопроизводство в Ярославле началось с картины «Драма на Волге». Сорокаминутная немая игровая лента 1913 года рассказывала о дочери купца Башкирова, которая не хотела выходить замуж по расчету за старика. Пряча молодого любовника под подушками от грозного отца, девушка случайно убила возлюбленного. В советское время самым популярным фильмом, снятым в Ярославле, была комедия «Афоня». В 2010 году персонажам фильма даже поставили памятник. Разумеется, напротив пивной. Виды города и области появляются в «Большой перемене», «Экипаже», «12 стульях» и многих других фильмах.


Сразу два фильма-призера «Кинотавра» этого года — «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Турецкое седло» Юсупа Разыкова — сняты в Ярославле. Борис Хлебников его выбрал по нескольким причинам: действие важно было поместить в небольшой город, где система скорой медицинской помощи устроена не так сложно и структурированно, как в Москве. Одним из главных аргументов в пользу Ярославля стали давние связи. Хлебников снимает здесь не в первый раз, и район Ярославля Брагино, уже играл в «Сумасшедшей помощи» роль спальных окраин Москвы.


«Турецкое седло»


Отвечая на вопрос «Почему Ярославль?», режиссер неизменно называет имя местного продюсера, режиссера и актера Юрия Ваксмана, который создал в городе условия для съемок. Именно благодаря Ваксману в Ярославль приехала и группа «Турецкого седла». Продюсер познакомился с Юсупом Разыковым, когда тот снимал в городе сериал, и предложил ему снимать в Ярославле свой авторский полный метр.



От туалетной бумаги до бесплатного локейшена

С Юрием Ваксманом мы встречаемся в принадлежащем ему кафе «Дом актера» на улице Кирова — главной пешеходной улице Ярославля, аналоге запруженного туристами Старого Арбата. Ярославль — столица Золотого кольца, город с тысячелетней историей, поэтому здесь всегда много туристов, слышна и иностранная речь. Но мало кто из них просто так заглянет в «Дом актера»: ресторан не на виду, а во дворе; нужно подняться по лестнице мимо стены с распечатанными на табличках анекдотами. Интерьер кафе — из начала 2000-х, посуда и меню (салат с капустой и консервированным зеленым горошком подается на тарелке, вызывающей воспоминания об отдыхе в советском пансионате) — оттуда же. Но знаменит «Дом актера» не кухней. Здесь Юрий Ваксман угощает гостей и друзей, тут же в течение дня расположен импровизированный офис. За большим овальным столом с бордовой синтетической скатертью мужчины с короткими стрижками и загорелыми лицами активно решают какие-то вопросы, и если бы не проскакивающие в разговоре слова «кастинг», «площадка» и другой специфический кинематографический сленг, все происходящее легко принять за сюжет какой-нибудь песни Михаила Круга. Круг с Ваксманом, кстати, дружил и даже упомянул его в своей песне «Ярославская». «Поехали в „Свечу“, нас Ваксман ждет» — это про него.

На темно-красных стенах в простых деревянных рамках разного калибра — фотографии самого Ваксмана с актерами и режиссерами, которые приезжали в Ярославль на съемки или с которыми он встречался на фестивалях — от Олега Меньшикова до Сергея Безрукова. В верхнем ряду кадр из «Легенды № 17» с ярославским актером Сергеем Генкиным и Данилой Козловским. Рядом фотография Ваксмана со Сьюзен Сарандон с Шанхайского кинофестиваля 2011 года, где в конкурсе был представлен спродюсированный им фильм «Гидравлика».


Само кафе «Дом актера» можно увидеть в мелодраме «Любовники» 2006 года с Сергеем Чонишвили и Глафирой Тархановой в главных ролях. Там происходит встреча главных героев.


«Любовники»


«Я не хвастаюсь, но председателем жюри Шанхайского кинофестиваля, где показывали „Гидравлику“, был Барри Левинсон, и он весь фестиваль ничего не говорил, а тут в лифте в последний день подошел и сказал: „Very, very nice film, very nice actor“ („Очень, очень приятное кино, очень приятный актер“). Шанхайский фестиваль до сих присылает нам письма, спрашивает, не хотим ли мы что-то им снова отправить», — Юрий Михайлович говорит быстро и параллельно раздает какие-то указания администратору ресторана. У него доброе, но с хитрецой широкое лицо, которое будет знакомо зрителям сериала «Молодежка». Ваксман сыграл там помощника Калинина. Зрители постарше смогут вспомнить его в «Олигархе».

Активной организацией съемок Ваксман занялся в начале нулевых, тогда же им была создана компания «Ярсинема», которая сейчас обеспечивает под ключ съемки практически всех проектов в регионе. «Начинали с простого: обеды в ресторане, помощь с бесплатными локейшенами, связями, возможностями. У меня, у партнеров куча друзей по городу, нам все по-дружески, по-товарищески помогали и помогают, зная, что мы не подведем. Квартиру не разграбят, дом не разберут, вся ответственность ложится на меня. Я выступаю как гарант. Все было, и разбитые окна — это же кино. Всё ремонтировали», — рассказывает продюсер.


Помимо «Гидравлики», «Ярсинема» сняла еще несколько собственных полнометражных проектов: «Клоуны», «Прадед», «Гербарий Маши Колосовой» и «Снег на голову».


Исполнительный продюсер «Аритмии» Татьяна Бонакова рассказывает, что организовать съемки в Ярославле без привлечения «Ярсинема» можно, но это будет дороже и дольше. «Мы не вступали в договорные отношения с компанией „Ярсинема“, но заручились поддержкой Юрия Михайловича Ваксмана, который помогал нам на всех этапах производства и дал возможность СТВ пользоваться всеми скидками и бонусами своих партнеров, что стало колоссальным подспорьем, поскольку стоимость производства уменьшилась в разы по сравнению, скажем, с тем, сколько бы это стоило в Москве», — говорит Бонакова.


«Клоуны»


«Я всегда говорю: любую команду, приезжающую к нам на съемки, мы можем обслужить от туалетной бумаги на въезде до выезда. Все берем на себя. Административный ресурс — мэр, губернатор — все нас очень поддерживают. Поэтому нам проще работать», — говорит Ваксман, у которого есть связи везде — от гостиниц и ресторанов до больниц и пожарных частей.



Знакомства в силовых структурах очень помогают

«Если приходишь, говоришь, что от Юрия Михайловича, все двери открываются», — говорит Михаил Галков, работавший на «Аритмии» и «Турецком седле» директором картины и отвечающий в «Ярсинема» за весь департамент транспорта. Профессиональный футболист, Михаил когда-то был водителем. Так он познакомился с Ваксманом и попал в кино. «Восемь лет назад мне сказали: „Отвезите на фестиваль „Созвездие“ в Кострому некоего Ваксмана“. Вот Юрию Михайловичу очень понравилось со мной общаться», — смеется Михаил. «У меня много знакомств в ФСБ, в силовых структурах — это очень помогает», — замечает Галков. «Это самое важное в нашей работе — дружеские связи», — кивает Ваксман.

Михаил не единственный, кто благодаря Ваксману попал в кино с улицы. Продюсер рассказывает, что все его сотрудники набираются опыта непосредственно в процессе работы. «У нас нет первого состава — гаферов, звукорежиссеров, других ключевых членов съемочной группы. К нам приезжают 10—15 человек, а остальных мы обеспечиваем. У нас есть второй состав. Осветители, декораторы, звукоинженеры, хлопушка. Все „вторые“ профессии — это опыт. Все они учились на съемочной площадке», — рассказывает Ваксман.


На съемках фильма «Аритмия»


Татьяна Бонакова рассказывает, что к съемкам в «Аритмии» привлекли большое количество ярославских актеров, а также второй состав съемочной группы. «В Ярославле мы наняли директора картины, ассистента режиссера (хлопушку), ассистента звукооператора, дополнительных гримеров и костюмеров. Все они были специалистами с опытом работы и уверенным средним (и выше среднего) уровнем профессионализма. Кроме того, мы нанимали в Ярославле актерские вагончики и гримерно-костюмерный комплекс. Знаю, что там есть еще светобаза, генератор, осветительное оборудование, светотехники и даже камеры, но в момент проведения наших съемок эти единицы были заняты на другом проекте», — уточняет исполнительный продюсер.


Гостиница «Которосль» в Ярославле специально приспособлена под нужды кинематографистов: просторная парковка вмещает большие трейлеры всех цехов, а завтраки начинают готовить с 4 часов утра, ведь смена нередко стартует с рассветом.


Режиссер Таисия Игуменцева снимала в Ярославле свою дипломную короткометражку «Дорога на», победившую в программе Cinefondation Каннского кинофестиваля. Оператор «Дороги на» Александр Тананов сам родом из Ярославля и был знаком с «Ярсинема». По сюжету главный герой короткометражки по вечерам выходит во двор и громко ругается матом. «Решили снимать там, так как казалось, что будет безопаснее в окна кричать, — вспоминает Игуменцева. — Скорее даже не безопаснее, а что всем там будет наплевать на нас. Но стачки все равно были, и менты приезжали, и местные дагестанцы. Человек со студии „Ярсинема“ помог с ними договориться». Кроме того, в Ярославле нашлись полузаброшенные детские площадки, построенные в 1980-е — такие в Москве уже не сохранились. Александр Тананов вспоминает, что разрешение на съемки, разговоры с полицией — все это взяла на себя «Ярсинема».


На съемках фильма «Аритмия»


«К сожалению, у нас были и проблемы. Мы решили сэкономить и не везти из Москвы генератор, потому что для студенческого фильма это крайне дорого. В итоге из трех смен генератор, взятый в аренду у „Ярсинема“, работал только полсмены. Первый день он выдавал 500 вольт вместо 220, на второй работал нестабильно, из-за чего не запускались „холодные“ приборы, а на третью смену только к середине ночи удалось наладить его работу, из-за чего мы потеряли много времени, сил, денег и еще больше нервов», — рассказывает оператор.

Юрий Ваксман надеется, что ему удастся заручиться поддержкой ректора ВГИКа, чтобы приглашать выпускников снимать дипломные работы в Ярославль на постоянной основе. «Платили бы, например, только за технику, а мы бы остальным помогали. Я могу расселить за копейки и бесплатно. Деньгами, услугами я могу обеспечить 500—600 тысяч бюджета. Для нас это имидж, новые кадры. Молодые и интересные операторы, например, которых мы можем потом привлечь в свои проекты. О развитии, о будущем надо тоже думать», — говорит продюсер.

У Ваксмана постоянно звонит телефон. Параллельно он решает миллион вопросов, подписывает документы, договаривается о грядущих съемках и помогает знакомому выбрать правильный сувенир из Ярославля для партнера по работе. «Тебе-то зачем на кастинге оставаться? Брось ты их там! А, не доверяешь? Все сам? Ну давай встретимся в полпервого!» — едва отрываясь от интервью, говорит невидимому собеседнику продюсер. Телефон снова звонит: «Два больших сериала. Ты бы пригодился, затыкал бы дыры». К Ваксману постоянно подходят люди из его команды, что-то спрашивают или докладывают.

Продюсер, который управляет не только «Ярсинема», но и местным частным камерным театром под руководством Владимира Воронцова, говорит, что на производстве и театре не зарабатывает. «Сериалы нам прибыль не приносят, они обеспечивают сотрудников зарплатами. Это такие низкие фиксированные суммы, которые даже смешно называть в любой московской компании. „Ярсинема“ — некоммерческое учреждение, студия не имеет права извлекать прибыль. Мы можем только пускать на развитие деньги, снимать собственные короткие метры. Недавно сняли фильм по рассказу Чехова, сейчас будем снимать еще два. Помогаем камерному театру — готовим сейчас премьеру „Антигоны“».


Здание камерного театра Ваксману досталось от города в безвозмездное пользование на 35 лет (как помещение, где располагается «Дом актера»), и он предоставляет его помещения в аренду другим местным активистам, например киношколе «Mr. Film» и ярославскому отделению киноклуба «Докер». Там же, в нижнем зале, Ваксман проводит собственный фестиваль «Просто хорошее кино». Туда он приглашает друзей — актеров и режиссеров — и показывает бесплатно как новые, так и старые, но редкие российские фильмы. Отдельный день фестиваля целиком продумывает Александр Петров, живущий в Ярославле оскароносный художник-аниматор.


По заказу каналов и кинокомпаний как продакшен «Ярсинема» снимает редко, раз в два года. 90% производства — обслуживание приезжих съемочных групп по фиксированной ставке. «Я много снимаюсь как актер. Поверьте, этого хватает, — объясняет Ваксман. — Главное, чтобы людям платили, а то есть тенденция: уехали две картины, денег не заплатили. Мне-то все равно, я могу пережить, а вот ребятам... В договорах нет зарплат, поэтому добиться от них оплаты невозможно, только просьбами. Им деньги не перечислил канал — они не перечислили нам. Длится это уже год, и мы терпеливо ждем, у нас есть такая возможность. Нигде в другом городе ждать не будут, а у нас ждут — и гостиницы, и остальные, — доверяя нам».


На съемках фильма «Аритмия»


Лукавит он или нет, но все, с кем удалось поговорить КиноПоиску в Ярославле, отмечают, что Ваксман всегда отзывается, если надо помочь. «Я никому никогда не отказываю в помощи. Если люди заезжают на 3—5 дней, я вообще денег с них не беру. Наши ребята работают за зарплату свою обычную, и всё. А мы помогаем в обычном режиме с разрешительными документами — ну что, за пять дней брать с них деньги? Это не благотворительность, это некий расчет. Заехали на пять дней, им все понравилось, мы денег не взяли, значит, заедут на большой проект уже по студийным расценкам. Таких было много. У нас есть человек десять-двенадцать моих друзей, которые на протяжении десяти лет приезжают к нам уже постоянно. Они знают, что здесь комфортно, что мы все сделаем», — говорит Ваксман.



Понимать, ждать, терпеть, любить

Ярославская область пока не вошла в программу ребейтов — это система, при которой регион субсидирует кинопроизводство, возвращая кинематографистам часть потраченных в регионе средств, чаще всего около 15—20%. Недавно первый такой возврат получила студия «Марс Медиа», снимавшая в Приморье фильм «На районе». Регион компенсировал траты на проживание, переезды и другие услуги. В проекте краевого бюджета 2017 года на эти цели было заложено 5 млн рублей. «Нам этого не надо. Любому продюсеру выгоднее приехать ко мне. Три шага — я сэкономлю 40% на людях, на зарплатах, на объектах. Это будет выгоднее. Какой смысл грабить область и брать из бюджета этот возврат?» — говорит Юрий Ваксман.


На съемках фильма «На районе»


Одно из главных преимуществ Ярославля как съемочной площадки — близость к Москве. Везти оборудование не так дорого, а актеры могут сыграть спектакль в столичном театре, а на утро уже быть на съемках. Исполнительный продюсер «Аритмии» Татьяна Бонакова рассказывает, что у Ярославля есть и недостатки. Это и более медленный ритм жизни, и невозможность моментального решения вопросов, чего зачастую требует процесс кинопроизводства, и заточенность на производство телевизионных сериалов. «Есть еще один момент, который является и достоинством, и недостатком одновременно, — говорит Бонакова. — Очень многое завязано на личных отношениях и связях. Это хорошо, поскольку можно получать, скажем, объекты для съемок чуть ли не бесплатно, но одновременно с этим отсутствие формальных отношений в некоторых случаях не может гарантировать какую-либо договоренность на 100%, и есть риск возникновения накладок».

Конкурентов у «Ярсинема» и Юрия Ваксмана с его базой контактов и опытом в Ярославле фактически нет. Сам Ваксман говорит, что готов бы был передать дело и вообще хотел бы, чтобы потенциально «Ярсинема» работала и без него. «Не бывает незаменимых. Если у человека есть стержень, умение правильно относиться к людям — понимать, ждать, терпеть, любить, — то почему бы и нет. Я бы мечтал, чтобы компания жила и без меня. Неважно, есть я или нет, оставалась производящей постоянно, как „Мосфильм“». Однако мало кто верит, что кто-либо способен заменить крестного отца — отзывчивого практически к любым инициативам, знакомого со всеми и контролирующего все, что производится в городе.



Мистер Фильм

Молодое поколение кинематографистов в Ярославле возглавляет Владислав Дианов, 22-летний продюсер и основатель открытой в прошлом году киношколы «Mr. Film». До нее киношкол в городе не было, только театральный институт. Сам Дианов, выпускник колледжа культуры, кино заболел еще в седьмом классе и тогда же решил стать режиссером.

«Я стал снимать свои любительские ролики. Но мой перфекционизм мне помешал, потому что снимать все бесплатно и без команды не очень хорошо», — говорит Дианов. От любительских съемок он перешел к организации фестиваля короткометражного кино в Ярославле, который просуществовал два года. Продолжая устраивать отдельные показы и мероприятия в родном городе, Владислав почти год работал на фильме «Осколки снов» (в основном в качестве продюсера).


«Осколки снов»


В 2016 году в рамках Года российского кино в Ярославле провели стратегическую сессию по развитию регионального кинопроизводства вместе с Союзом кинематографистов РФ. «Это дало толчок многим инициативам. В марте мы провели питчинг региональных сценариев, и одним проектом заинтересовался Первый канал, — рассказывает Дианов. — И открыли киношколу „Mr. Film“. Мы пообщались с представителями других региональных киношкол, например с Гульфией Шариповой из Уфы. По формату региональные киношколы похожи — это минимум личных приездов и занятия по скайпу».

Для Дианова киношкола — основная работа. «Это не приносит сверхдоходов, но на жизнь хватает. Киношкола появилась не как бизнес, а как возможность создать специалистов, которые работают в Ярославле — режиссеров, продюсеров, сценаристов», — говорит Влад. За год в «Mr. Film» с мастер-классами побывали Антон Долин, Кирилл Разлогов, Елена Цыплакова, двухмесячные курсы по скайпу провели Олег Богатов, Александр Носовский, Михаил Фатахов. Занятия киношколы за то же время посетило более 30 человек. По итогам первого двухмесячного сценарного курса в школе провели внутренний питчинг, и победивший сценарий под рабочим названием «Здравствуй, последний герой» сняли весной. Сейчас фильм готов к отправке на фестивали.



Ярославский герой

Автор сценария короткометражки «Здравствуй, последний герой» — 26-летний Елисей Липский. Он еще год назад не собирался заниматься кино. Историк по образованию, он копил на машину, а потом увидел объявление о наборе в «Mr. Film» и решил вместо машины потратить 10 000 рублей на двухмесячный курс по сценарному мастерству. Уже этим летом Липский занял второе место с короткометражкой «Коммунальный рай» на питчинге дебютантов в Москве. «Коммунальный рай» — его второй в жизни сценарий.


Елисей Липский


«Амбиций всегда было много — то в музыке пытались что-то делать, то в американском футболе, в чем-то еще. Окончил истфак и очень рад: сказали бы, мол, отмотай время назад, поступи во ВГИК, я бы не стал это делать. Истфак привел меня к экскурсоводческой деятельности. Я с третьего курса и до сих пор вожу экскурсии. Только в возрасте 26 лет я осознал, что весь этот опыт полученный не был напрасен», — говорит Липский.

Молодой сценарист объясняет, что экскурсоводческая деятельность стала отличным подспорьем. Пропуская через себя большое количество людей, ты можешь заметить, как по-разному они разговаривают, чем живут. На пробное занятие к сценаристу Олегу Богатову Липский пришел со сломанной челюстью, но пытался задавать вопросы. «Пробное занятие понравилось, мир был новый, я вообще был далек от кино, — говорит Елисей. — Да и сейчас я не так много смотрю. Не знаю, хорошо это или плохо. Киноманом я себя назвать не мог. Для меня мотивацией было узнать что-то новое и занять себя. Я подумал: а почему бы нет? Бог с ней, с этой „копейкой“. Что я еще на ней вытворю?»


На съемках фильма «Здравствуй, последний герой»


В качестве дипломной работы в «Mr. Film» он написал историю практически автобиографическую, про работника ярославского Музея воинской славы, где сам работал полтора года после окончания института. Случаи, когда накануне Дня Победы родственники просят найти данные о погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной, и насаждаемый федеральными СМИ ура-патриотизм натолкнули молодого человека на историю о противостоянии 30-летнего заведующего музея и местных властей. Последние требуют найти родственников героя СССР, чьи останки были обнаружены поисковиками, для участия в торжественной церемонии захоронения. «Родственники нужны, чтобы поплакать на камеру. Это немножко лесковщиной должно было отдавать, но не очень у меня получилось, наверное», — говорит Липский.

Герой Липского пытается сохранять истинную память, натыкаясь на бюрократические преграды. «А человек, стоящий выше него, абстрактная тетенька из министерства говорит: да что ты паришься, мы сейчас отчитаемся, и все будет в ажуре. Губернатора нового поставили, нужно задружиться. А он так поступить не может, понимает, что это неправильно, и оказывается перед выбором — уйти из музея и оставить эту память затоптанной или добиваться некоей правды?» — объясняет сценарист.


«Здравствуй, последний герой»


«Здравствуй, последний герой» снимали тут же, в Ярославле, за шесть смен. Помогли Музей боевой славы и все тот же Юрий Ваксман. Режиссером стал Дмитрий Тархов, выпускник местного театрального института, который привез команду из Москвы. В режиссуру короткометражки по своему сценарию Липский намеренно старался не вмешиваться, а вместо курсов по режиссуре в «Mr. Film» отправился на съемочную площадку сериала «Клерк». Стажировки на съемках различных проектов регулярно организуют Дианов и его киношкола. На съемках «Клерка» в течение 16 смен Липский смог увидеть киномир изнутри, познакомился с художником-постановщиком Эдуардом Гизатуллиным и другими членами съемочной группы. «Денег не было особо — 50 рублей в кармане, и всё. Но я был абсолютно счастлив каждый день, приходя туда», — вспоминает Липский.



Русская культура? Вот, пожалуйста

«Коммунальный рай», который Липский поехал представлять в Москву, — история на актуальную тему реновации. Идею сценарист вынашивал чуть меньше недели. «Герои уже жили в голове. Еду в троллейбусе — с ними разговариваю. Потом думаю: время подходит, надо что-то написать. В последний момент, в последний день подачи заявки, минут за двадцать до полуночи начал писать синопсис». Синопсис прошел в шорт-лист питчинга, и за день Липскому пришлось написать сценарий.

В центре сюжета короткометражки — семья, живущая в первой хрущевке, и конфликт поколений. Бабушка не хочет уезжать, ее дочь с мужем мечтают о лучших жилищных условиях. «Хотелось этим донести: всякое в жизни происходит, но важно сохранять тепло в семье. Глобальная мысль: давайте жить дружно. Ведь сейчас ни один семейный праздник, ни одно торжество не обходятся без обсуждения политических вопросов, и люди ссорятся из-за этого», — говорит сценарист.

Елисей говорит, что ему уже тесно в Ярославле, и активно ищет связи в Москве. Впрочем, родной город тоже может давать массу материала для кино, уверен он. Он с жаром рассказывает про Петра Барановского, архитектора и реставратора, которому Ярославль обязан сохранившимися храмами. О Барановском Липский хотел бы написать сценарий.

«В 1919 году он в возрасте 26 лет приехал в полностью разрушенный после мятежа город. 30 тысяч человек остались без крова. Город убивали две недели силами Михаила Васильевича Фрунзе. Сложно представить сейчас, попивая имбирный лимонад, что люди погибали просто от жажды», — говорит Липский. Он подробно рассказывает, как Барановский выпросил у Ленина 12 полноразмерных брезентов, чтобы накрыть ими ярославские храмы, как фанатично восстанавливал храм Петра и Павла, впоследствии все равно уничтоженный советской властью. «Я не знаю, как о таких людях не рассказывать. Да, это байопик, получается, сложный жанр. Но я не думаю, что это личность хуже Колчака или менее интересная, чем Высоцкий. Мы говорим о русской культуре — вот, пожалуйста», — подытоживает Липский.



Некрасов и дети

Выпускница сценарной мастерской Юрия Арабова во ВГИКе, уроженка Ярославля Полина Алексеева вернулась в родной город, чтобы работать с документальным материалом. В 2007 году она сняла неигровой фильм «Нить Ариадны» о восьмидесятилетней ярославской художнице Ариадне Соколовой, создавшей в городе музей «Дом муз». Затем в ее объектив попали городские коммуналки в картине «В поисках утраченного быта», а потом и местная психиатрическая больница. Ее последний фильм «ПРОдвижение. Синяя птица» — о детях с ментальными и физическими особенностями развития, которые готовятся к танцевальному выступлению в столице. Получить финансирование проекта в министерстве культуры не удалось. В итоге деньги дала крупная корпорация из Москвы.


Полина Алексеева


С ярославскими властями и местными культурными чиновниками Алексеева практически не пересекается. Ее проект «Некрасов и дети» поддерживает местный бизнесмен Олег Жаров, несколько лет назад переделавший «Дом муз» в музей современного искусства, а сейчас восстановивший старинное село Вятское в 38 километрах от Ярославля и учредивший там одноименный историко-культурный комплекс. Вятское считается некоторыми исследователями прототипом села Кузьминское из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Некрасов и дети» — семилетний документальный проект, по принципу похожий на «Рожденных в СССР». Он должен быть готов в 2021 году, к юбилею Некрасова. «У меня девять детей, которых я снимаю каждый год. Они читают стихи Некрасова. Одно и то же стихотворение на одном и том же месте. И отвечают на пять вопросов», — рассказывает Алексеева. Идею она предложила Жарову сама. Хотелось изучить, как будет с годами меняться у самих детей восприятие стихов.


«Некрасов и дети»


Игровое кино Алексеева писала, однако сейчас от этой работы отказалась. Свои документальные фильмы она изредка показывает местным зрителям. Например в киноклубе «Нефть» и арт-пространстве «Тепло» недавно прошла премьера «Синей птицы». Параллельно с неигровыми проектами Алексеева организует ежемесячный маркет фермерской еды в Ярославле. Доходы от этого бизнеса позволяют режиссеру не оставлять кино, а также посвятить время занятиям арт-терапией с детьми с особенностями развития — героями ее фильма «Синяя птица».



Тарковский о Высоцком

В Ярославле не так много «мест силы для киноманов. Одно из них — киноклуб «Нефть», показывающий арт-мейнстрим, но расположенный по местным меркам вдали от центра города. Все, с кем говорил КиноПоиск, упоминали книжную лавку, расположенную в здании Ярославского камерного театра. Само здание было построено в год создания «Драмы на Волге», в 1913-м. Тогда же там открылся электротеатр, а в советское время в скромном, лаконичном здании с элементами модерна располагался кинотеатр «Арс». Сейчас на втором этаже находится театральный зал, на первом — кафе и небольшой кинозал на 60 мест с бытовым проектором, и именно там проходят занятия школы «Mr. Film» и сеансы киноклуба «Докер». Помещения театра также служат складом для киносъемочной техники «Ярсинема». Книжная лавка Юрия Швецова расположена справа от входа на первом этаже. Это магазин с белым стенами, заполненными и переполненными полками, буквально занимающими все пространство небольшого, размером с просторную кухню, помещения. У Юрия даже нет рабочего места, вернее, оно состоит из скромного кресла в углу рядом с батареей, который тоже вот-вот завалят книги.

На полках — художественная литература, книги по искусству, религии, истории, кино, философии. Большинство из них в Ярославле можно купить только здесь. «Когда приезжал Антон Долин, он тут закупился книгами», — говорит Владислав Дианов. Магазин Швецова — местная точка притяжения, где можно провести целый день, разглядывая альбомы Магритта и Рембрандта и беседуя с посетителями. Пока Юрий рассказывает, что его сын поехал поступать во ВГИК на киноведческий, в лавку заглядывает поэт Александр Беляков, и разговор заходит о приезжавшем в Ярославль в начале 1980-х Тарковском. Беляков был на той встрече и вспоминает, что все спрашивали режиссера о Высоцком, а тот явно не хотел никак комментировать его творчество. К беседе о Тарковском подключается еще одна посетительница. Она рассказывает, как школьницей смотрела «Иваново детство». Плавно разговор перетекает к теме универсальности киноязыка Тарковского и специфики киноязыка Германа, ведь один признан и почитаем в мире, а второй куда менее популярен. За обсуждением незаметно пролетает час. В Ярославле кино любят и обсуждать, и смотреть, а к перекрытым из-за съемок дорогам уже привыкли. Когда в городе снимали последнюю сцену «Аритмии», где скорая помощь попадает в пробку на набережной, многие автомобилисты даже не подозревали, что стали частью массовки одного из главных российских фильмов года. Думали, просто пробка.

Автор
Дарико Цулая
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе