От дизайна к искусству

Что общего у Москвы, Лос-Анджелеса и Ярославля? 
Например, изделия марки OMUT, которые сложно классифицировать определенно: то ли это украшения, то ли одежда. 

Даже эксперты Ярославского Художественного еще не определились. Однако они точно уверены, что платье из алюминия и стали займет достойное место в собрании музея.



Дело в деталях

Штаб-квартира, как принято говорить, марки OMUT находится в Ярославле, хотя имеет столичные корни. Ее создатель и главный дизайнер Настя Климова говорит, что так даже удобнее, но не скрывает намерений податься на Запад: «Мы хотим делать бизнес там, поэтому переезд неизбежен». Мы — это Настя плюс архитекторы Алена и Гриша Коваль. Архитекторы, поясняет дизайнер, в принципе любят вещи OMUT: «Работа модельера очень конструкторская. Свои вещи я практически не рисую, проектирую в 3D». Понятно, почему: в качестве материала используются не кружево, лен или мех, а сталь и алюминий. Из тончайших звеньев складываются цепи-трансформеры, топы и платья. Последние неизбежно навевают мысли о кольчуге. Но кольчуга была призвана защищать своего обладателя, а платье от Насти Климовой создано для того, чтобы любоваться. Причем совсем не на манекене: «Это одежда, ее можно и нужно носить. Приблизительно так же аккуратно, как шелк. Клиенты говорят, что их вещи со временем ничуть не портятся, что нас радует. Пока мы не можем производить материал сами, и вынуждены положиться на добросовестность поставщиков».


Настя Климова на церемонии передачи платья марки OMUT в фонд Ярославского художественного музея


Можно догадаться, что на сборку одного платья уходят часы и недели. Наверное, есть способ ускорить процесс, однако качество превыше всего: «Мы используем черепаховое плетение, грань придает деликатный блеск изделиям. Не цепляется ли? Конечно, нет, ведь даже на собеседовании мы предлагаем претендентам на вакансию попробовать собрать отдельные звенья в цепь. Очень важно, чтобы человек был достаточно усидчив, чтобы сжимать соединение до гладкости».Такая щепетильность и внимание к деталям позволяет делать даже алюминиевый трикотаж — цельное полотно, собранное путем шахматного плетения. Работать с таким еще сложнее, чем с цепочками, но кого это остановит? Тем более, когда нужно держать марку: «Аналоги есть, но они хуже. Я могу сказать это точно. Сейчас так много знаю, что вижу любую деталь, понимаю, как подходят к делу они, а как мы».



Правильное решение

Только ли это привело одно из платьев OMUT в коллекцию Ярославского художественного музея? Настя рада, что искусствоведы оценили ее работу должным образом: «В 2016 году мы официально перезапустили марку, сделали переход от носибельных и практичных вещей к более сложным арт-объектам на грани одежды и музейных экспонатов. Так приятно, что музей это понял!» Главный хранитель ЯХМ Татьяна Лебедева не скрывает, что получить такой дар — большая честь. Впрочем, с точки зрения стратегии продвижения OMUT все сделал правильно. Так повышается как статус марки, так и художника, и платье «обречено» на вечность.


Полотно алюминиевого «трикотажа»


В ближайшем будущем специалистам музея предстоит решить сложную задачу. А именно, определить, к какому направлению отнести платье. «Сейчас мы в некотором недоумении: хранить его то ли в собрании костюмов, то ли в коллекции изделий из металла. Точно можно сказать лишь то, что это декоративно-прикладное искусство», — размышляет Татьяна Лебедева. Мы же можем добавить другое: определенно, платье имеет музейную, художественную и культурную ценность. Иначе оно не оказалось бы в собрании ЯХМ. И уж конечно, никто не сможет выбросить его из шкафа как надоевшую вещь. Правда, сложно представить, какой девушке это могло бы прийти в голову. Даже Наташа Чистякова-Ионова (Глюкоза) прониклась любовью к рядам цепочек, да так, что в ее «Инстаграме» можно найти несколько фотографий с хэштегом #omutjewelry. А у нее, как известно, со вкусом все в порядке.



«Спасибо, очень красиво»

Пока OMUT лишь вынашивает планы по захвату мира. За пределами России украшение авторства Насти Климовой можно найти только в Лос-Анджелесском Church Boutique. Соседи по бутику попались невероятные, делится Алена Коваль: «Любимый Настин Dries Van Noten, Vetements, Comme Des Garcons… Конечно, магазинам мы предлагаем сложные, дорогие изделия. Но кроме этого у нас есть smooth lux, сейчас это модно, когда у люксовой марки есть небольшие вещи по демократичной цене». Клиенткам это только на руку: можно сочетать с базовыми футболками и джинсами, не оставляя украшение пылиться в ожидании заветного вечера.


Манекен не способен показать платье в движении, зато он не стесняется наготы


Какая она, девушка OMUT? «Классная! Даже если не соответствует принятым канонам красоты», — не задумываясь, отвечает Настя. Именно поэтому моделей марка ищет в социальных сетях и просто на улице, хотя сейчас этим никого не удивишь. «Глюкоза, кстати, не наш пиар. Ее представитель сам к нам обратился. Я решила, что она визуально приятная девушка и соответствует нашему коду, так что мы согласились поработать», — так дизайнер описывает эту историю. А вот ведущие модные журналы пока не спешат с репортажами: «Я рассылаю наши лукбуки по глянцу, но пока надежды нет. Пишут: „Спасибо, очень красиво“. Разве что „Космо“ опубликовал пост о наших вещах». Ну ничего, напишут, когда какая-нибудь звезда попросит OMUT одеть ее в тур.
Автор
Марина Седнева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе