Редкий турист, путешествуя по Волге и вернувшись в свой город, не расскажет о рыбинских шлюзах.
Эта ударная стройка третьей пятилетки впечатляет не только техническими достижениями и архитектурными достоинствами. С историей строительства шлюзов связаны трагедии Волголага, многочисленные слухи и легенды. Одна из историй вполне достоверна. Здесь, на нижнем пирсе грандиозного волжского сооружения, должна была стоять скульптура «Рабочий и колхозница». Та, что сегодня, являясь олицетворением советской эпохи и, несмотря на потерю политической актуальности, занимает почетное место у столичного ВДНХ.
А история ее такова. В 1939 году в газете «Большая Волга» появился эскиз Рыбинского гидроузла с композицией «Рабочий и колхозница» работы советского скульптора Веры Мухиной. Сам же символ единения рабочего класса и раскрепощенного крестьянства готовился отнюдь не для того, чтобы украшать советские города и веси. Эту скульптурную группу Мухина сотворила в 1937 году для павильона СССР на международной парижской выставке. Очевидцы утверждают, что монумент буквально подавил своей мощью находившийся рядом павильон Германии. Это тешило тщеславие советских вождей и принесло Мухиной воистину народное признание.
После парижского триумфа скульптуру временно установили у северного входа ВДНХ и начали подыскивать постоянное место. Говорят, что идея «поселить» его на шлюзах в Рыбинске принадлежит самой Мухиной. Якобы, она выезжала на место строительства и подготовила эскизы. Выполненные из металла колоссальные фигуры на фоне исполинских гидросооружений должны были подчеркивать мощь Советского Союза. Однако этот замысел остался нереализованным. Может, потому, что строительные работы на Рыбинском гидроузле еще не были завершены, а «Рабочему и колхознице» нужно было где-то обосноваться. А может, потому, что устанавливать памятник в провинциальном Рыбинске после парижского триумфа было идеологически неверно.
Так или иначе, но шлюзы украсила не менее грандиозная скульптура «Мать Волга», ставшая символом Рыбинского моря. А «Рабочий и колхозница» остались у ВДНХ, став одним из монументальных подтверждений былой мощи СССР и брендом киностудии «Мосфильм». А на нижнем пирсе шлюзов, где могла быть скульптура, теперь растут ели.