3 февраля 2011 ● Дмитрий Быков
Ровно 255 лет назад, 26 января 1756 года, в Москве состоялся первый публичный спектакль, которым открылся старейший в столице театр при Московском университете (ныне студенческий театр "Мост"). Давали пьесу Марка-Антуана Леграна "Новоприезжие", или, как уместней звучало бы в новейшем переводе, "Понаехавшие".
До этого театр был привилегией двора, и то недолго: с 1672 года в подмосковном Преображенском давались спектакли в Комедиальной хоромине, снесенной уже четыре года спустя, сразу после смерти Алексея Михайловича ("Артаксерксово действо" пастыря Грегори игралось по-немецки в течение 10 часов). Университетский театр обеспечил московскую публику регулярными и сравнительно доступными представлениями. И символично, что для первого светского и демократического представления выбран был одноактный водевиль "LES NOUVEAUX DE?BARQUE?S", содержание которого, видимо, для Москвы - и для любой столицы - неизменно актуально.
Отдельное издание "Новоприезжих" в переводе русского комедиографа Аполлона Волкова выходило в Москве дважды (по нему и цитирую), а спектакль шел с аншлагами и после того, как студенческая труппа в 1760 г. получила название Российского театра. "Новоприезжие" (1725) - история, которую марксистское литературоведение назвало бы ярким свидетельством первоначального накопления. Париж стонет под натиском разбогатевших провинциалов. В их числе - бывший кузнечный мастер Багенодьер и сын его Барон. "Они продали свою кузницу для того, чтоб сделаться благородными; есть ли еще больше об них знать хочешь, они таковы, что под веселый стих и червонные бросают за окошко" (в подлиннике резче - цитирую по четвертому тому леграновского собрания 1770 года: "Эти люди проматывают целые состояния, когда речь идет о грубых удовольствиях"; не знаю, как сейчас, а в 1992 году аплодисменты в зале были бы обеспечены).