Построение монстров

В Ярославле, рядом с трамвайной остановкой «Площадь Труда», – длинная шеренга магазинов. Их владельцы изощряются кто как может – придумывают названия одно завлекательнее другого. Чемпионом в этом «параде зазывал» в номинации «Название с самым глубоким смыслом» по праву можно назвать магазин «Встройка». Это слово отражает всю сокровенную (и немножко дурно пахнущую) суть сегодняшнего строительства по-ярославски.


ЛОЗУНГИ И ТЕРМИНЫ

Завершились выборы в муниципалитет, отшумела предвыборная агитационная кампания, беспощадно содраны со стен листовки с лицами кандидатов, хором обещавших дела вместо слов. Проехали? Забыли? Нет, отдель­ные самые интересные лозунги в памяти всё-таки застряли. Например, «Строить, а не пристраиваться!» – «боевой девиз» целой группы кандидатов от строительного бизнеса. Никто из них в муниципалитет не прошёл, и неудивительно. Лозунг-то глубоко ошибочный, не соответствующий злобе дня. Маниловщина какая-то! Сейчас в Ярославле строят немного. Зато успешно и массово «пристраиваются» и «встраиваются», раздвигая плечами, локтями и углами бетонных коробок всех и вся. Называется этот стиль строитель­ства – «точечная застройка», хотя правильнее было бы его называть «тотальным удушением». Технология «точечной» проста, как кувалда, вот она – по шагам.

Первый шаг – правдами и неправдами (угадайте, чем больше?) добиться разрешения на строительство поближе к центру Ярославля. Второй – «воткнуть» здание между прежними строениями так, чтобы до соседней стены – метров десять, чтобы «окно в окно». Третий – максимально увеличить этажность за счёт псевдонадстроек и башен. При этом перекрыть вид на старые дома и памятники, урезать дворы, вырубить скверы и парки. Последний шаг – потирая руки, следить, как дорожает участок земли под свежевозведённым бетонным мон­стром, сдавать офисные площади в аренду и брезгливо кривиться, слыша протесты задыхающихся среди нагромождения камня ярославцев.

СПИСОК ШВОНДЕРА

Был такой персонаж у Булгакова в «Собачьем сердце» – строитель светлого будущего Швондер, символ тупой агрессивности. Видимо, дело его живёт и побеждает. Примеров вторжения серых зданий-бегемотов в обжитую, уютную среду нашего родного города – вагон и маленькая тележка. Вот ничтожная часть списка деяний современных строителей, бездумно (и главное – насильно) навязывающих нам свой офисно-бетонный «обновлённый» Ярославль:

Фитнес-центр у «Шинника». Дом-«кубик» на площади Юности. Заключённая в глухой квадрат многоэтажек, словно в тюрьму или колодец, со всех сторон школа № 42. Дом на улице Салтыкова-Щедрина, поблизости от ресторана «Техас» – вид на гаражи и обратно. Буквально подавившее школу и детский сад, проткнувшее квартал насквозь офисное здание в Кучерском переулке (7 этажей).

«Затоптанный» коммерческими громадами-новоделами ансамбль площади Труда.

И вовсе уж «коронный номер», пик архитектурной безвкусицы и бестактности по отношению к окружающим – метко прозванная «сапогом» новостройка на улице Победы. Чтобы не навязывать читателям своё мнение и не тратить слишком много сердитых слов и нервных клеток, не будем о каждом пункте списка отдельно. Пусть люди взглянут на фото и сами всё поймут и оценят.

Впрочем, стройка на улице Победы заслуживает несколько более подробного рассмотрения…

СУДИ, ДРУЖОК, НЕ ВЫШЕ «САПОГА»

С мнением жителей домов, соседствующих со стройкой на улице Победы, всё понятно – хорошее здание «сапогом» не обзовут.

Торчащий бетонный козырёк закрывает рекламный плакат, повествующий, что здесь строится нечто «класса А». Что именно – из-за куска бетона не разглядеть (символично, не так ли?), но, наверное, речь о прибыльности нового строения.

Стена строящегося дома – примерно метрах в десяти от стены соседнего здания Ярсоцбанка. О том, что такая почти интимная близость наверняка противоречит нормам безопасности и всяким СНИПам, умолчим – кто у нас соблюдает законы? Но сотрудникам банка каково? Когда бетонного соседа построят, банковские служащие будут работать, словно в бункере – с видом на чужую стену. Или им нравится? Представьте – да! Начальник отдела по эксплуатации здания Ярсоцбанка Михаил Надеев пояснил, что в строящемся здании у банка «есть свои интересы» – ему будет принадлежать один из этажей. В таком контексте говорить с банкирами о какой-то там эстетике и архитектуре было явно незачем, поэтому мы обратились к специалистам именно по красоте. Заведующий отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктория Горшкова, услышав о стройке на улице Победы, не смогла сдержаться и горестно ахнула:

– Мне кажется, что эти здания вряд ли когда-нибудь органично вольются в городскую среду. Они её уродуют и так и останутся чужеродными включениями навсегда, – сказала Виктория Горшкова. – Так называемая «точечная» застройка особенно удручает тем, что в ней не видно никакой осмысленной градостроительной политики, никакого даже самого ничтожного внимания к вопросам архитектуры, красоты, стиля. Только денежный интерес, только инвесторы, которые, отдав в казну некоторую сумму, затем творят всё, что им вздумается.

Как может торжествовать вот это «что вздумается», право толстого кошелька? Куда смотрит руководство области?

Заместитель начальника областного департамента градостроительства и архитектуры Виктор Жучков пояснил: «Для того, чтобы понять, почему данные объекты имеют именно такой архитектурный облик, следует проанализировать механизмы выдачи разрешений на строительство мэрией Ярославля. Областной департамент выдаёт разрешения только на строительство крупных линейных объектов (например, мостов) и на строительство в особо охраняемых зонах, когда речь идёт о памятниках, о культурном слое города. В остальных случаях все решения принимают органы местного самоуправления. Мы, структура областной власти, контролируем деятельность мэрии, но в основном на методическом, рекомендательном уровне.

Были случаи, когда мы находили некоторые шероховатости в разрешённых мэрий объектах и обращали внимание городской власти на то, чтобы в будущем подобные ошибки не повторялись».

ОДНИМ СЛОВОМ, ОБЛАСТЬ НЕ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА «САПОГ». НАМ, НЕПРОФЕССИОНАЛАМ, НЕ СВЕДУЩИМ В ТОНКОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОБЛАСТЬ НЕ МОЖЕТ ЧУТЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНЕЕ РУКОВОДИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВОМ В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ. А ОШИБКИ И ШЕРОХОВАТОСТИ НЕ ПРОСТО ПОВТОРЯЮТСЯ, А ПЛОДЯТСЯ, КАК КРОЛИКИ… ПОД ТРЕСК ГРАНИЦ ГОРОДА

Вопрос о точечной застройке попал «в яблочко». Не прошло и десяти минут после беседы с заместителем областного департамента градостроительства и архитектуры, как директор этого же департамента Дмитрий Брандуков связался с редакцией «Северного края» с предложением лично прокомментировать данную проблему.

Настолько высокий интерес специалистов такого уровня говорит сам за себя, но и комментарий главного архитектора области попал, что называется, «не в бровь, а в глаз». Вот некоторые цитаты:

«На градостроительных советах я неоднократно говорил о некотором перекосе в современном строительстве. Налицо неравенство в строительстве объектов недвижимости и дорог. В идеале должно соблюдаться равенство, в реальности – хотя бы разумная пропорция. Сегодня инвесторы, движимые холодным коммерческим расчётом, готовы строить лишь приносящую быструю прибыль недвижимость. Социальный аспект в расчёт не принимается вообще. Централизация становится препятствием на пути к элементарной нормальной жизни – всё строительство сосредоточено в Ярославле и представлено в основном объектами недвижимости (да ещё и тяготеет к центру города).

Принятая нашим департаментом схема территориального планирования предусматривает акцент на приоритетное развитие других территорий. «Узлами», точками приложения сил и средств должны стать районные центры – Рыбинск, Ростов, Переславль, Мышкин, Любим, Некоуз и другие.

Если мнение областного департамента будет услышано, область избавится от множества социальных проблем – миграционной, транспортной и других. Подчеркну – неразумная, коммерческая централизация – это беда не только нашего региона, это всероссийский процесс. И точечная застройка, примеры которой вы привели, плохо коррелируется с интересами жителей города и области. Я думаю, что Ярославлю уже очень трудно развиваться в своих прежних границах. Постоянные транспортные пробки на Московском проспекте, улице Свободы и даже на Юго-Западной кольцевой, у поворота на улицу Закгейма – лишь начало. Если инвесторы и власть не будут друг другу доверять, не вступят в разумный диалог, то через несколько лет мы получим все проблемы Москвы – от тяжёлой миграционной ситуации до невозможности проехать по городу на автомобиле. А при преследующей лишь немедленную коммерческую выгоду «точечной» застройке, может быть, и просто начнём задыхаться. Об этом должны задумываться не только мы, но и те, кто выдаёт разрешения на эту застройку, в данном случае – органы муниципального самоуправления».

Мысль о доверии между инвесторами и властью в разгар финансового кризиса, несомненно, здравая. Хочется надеяться на лучшее, даже в разгар строительства «сапогов»…

В ОТВЕТ – ВОЗМУЩЕНИЕ

Разумеется, в вопросе о «точечных» стройках важно мнение не только архитекторов или чиновников, но и простых людей, тех, кто живёт в быстро «уплотняющемся» центре Ярославля. Их слова вселяют тревогу. Ясно видно, что люди ожесточились до крайности и не верят ни одному слову тех, кто выдаёт разрешения на «точечное» строительство.

Николай М., рабочий:

– Когда я смотрю на то, как меняется центр города, я всё больше хочу, чтобы и у нас было, как в Могадишо. Все ходят с автоматами, в кого захотел – в того и выстрелил. И кризисов у них никаких. Зато хоть не врут про законы и заботу о людях.

Олег А., строитель:

– Ярославль уже не сохранить. Все эти стройки в центре – это способ купить и «застолбить» землю. Этим, которые строят, всё можно. А я 15 соток земли в собственность оформляю третий год. Два года назад была нужна одна справка, а сейчас – семь, и в очереди я опять непонятно почему стал снова последним… Значит земля дорожает, и они будут её застраивать и застраивать, пока не задохнутся. И они хотят меня в «партизаны» забрать, в смысле – на военную переподготовку? Сейчас!

Сергей К., водитель:

– Разрешения на застройку выдаёт мэрия? Тогда и говорить не о чем. Я вот прописан с двумя детьми на одном койко-месте. Прихожу в мэрию, а они смотрят в мой паспорт, делают круглые глаза и участливо спрашивают: «Вы что, разве нуждаетесь в улучшении жилищных условий? Ну, принесите справку, это же надо доказать…» Если разрешения на строительство выдают такие же господа, тогда я не понимаю, как дома ещё друг на друге не стоят, и кремль на месте.

У НАС НЕПОБЕДИМЫХ НЕТ!

Прекратим на минутку кричать «долой» и задумаемся: «А может быть «точечная» застройка – веление времени, объективное требование рынка? Говорят, во всех европейских столицах застройка уплотнена до предела? Говорят, коммерческая ценность бетонных монстров в центре Ярославля так высока, что никакие экологические, архитектурные, социальные доводы не способны остановить застройку цент-ра? Одним словом, говорят, что стада бетонных монстров непобедимы, они нас всё равно затопчут, привыкайте, ярославцы.

Но всё же… губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, рассмотрев проблему «точечной застройки» в Питере, признала «точечную» ошибочной, ущемляющей интересы горожан, антиэкологичной и дурной с точки зрения архитектуры градостроительной политикой. И отозвала разрешения на строительство около 150(!) объектов! И уже начали сносить весьма немаленькие здания, портившие облик северной столицы! Становится как-то понятнее, почему Матвиенко вообще не покидает первую строчку рейтинга губернаторов России. И этот лучший губернатор показала, что можно как-то обойтись без насильственного внедрения уродливых псевдосовременных зданий в живое тело старых городов. Возможно! И не только в столичном Петербурге, но и в провинции.

Например, город Белгород вполне сравним с Ярославлем по большинству параметров: по уровню благосостояния, по развитию промышленности, по доходам и расходам, по профессиональной компетентности чиновников. Значит, и в вопросах строительства у белгородцев те же сложности, что и у ярославцев. Так вот, они их успешно преодолевают.

В Белгороде реализуется проект возведения города-спутника, практически реализуя идею ярославского архитектора Дмитрия Брандукова. Реализуя, но в Белгороде, а не в Ярославле… Спутник современный, с заранее спроектированной инфраструктурой. Удобные дороги, стекло, бетон, металл – последний писк современной моды. Вы не увидите в этом городе ни уютных старых двориков, ни зданий в стиле провинциального классицизма – лишь офисные небоскрёбы, супермаркеты, автострады. Но кто сказал, что это плохо? Современность диктует свои правила.

В Париже есть район Дафанс, построенный в суперсовременной авангардистской эстетике. В Дефансе нет ничего патриархального, исторического, но он – достопримечательность французской столицы. И при этом не нарушает старого городского пространства знаменитых парижских бульваров, не перекрывает вид на Лувр, не торчит выше башни Монпарнаса и не требует вырубки Булонского леса.

Построенный «на отшибе» (и, кстати, способствующий развитию окраин, превращению «спальных» районов в центры деловой жизни) белгородский город-спутник также оставляет в целости и сохранности уже сформированную городскую среду – и дореволюционного и советского периодов. Он не ломает старый центр. А ярославское строительство… видно, всё-таки пристраиваться удобнее и выгоднее, чем строить.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе