Пресса на рельсах

– Кому свежую газету?

– Покупайте свежую прессу!

Крики разносчиков новостей сегодня еще не примета ярославских улиц, но возврат в прошлые века возможен.


Вокзал для своих?

Ярославль-Главный облагородили перед Ассамблеей начальников железных дорог, которая начинается завтра. В областной центр прибывают президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и руководители стальных магистралей. Через пару дней участники уедут, а красота вокзала останется ярославцам и гостям города.

Сопутствующее слово «удобство» оставим за скобками. Дело в том, что на Привокзальной площади перед обновленными билетными кассами есть бело-синяя «ложка дегтя»: по словам руководства «Роспечати», без их ведома  сюда перемещен их киоск. Сиротливо встал он на отшибе в ожидании того, кто скомандует ему, как сказочной избушке: повернись фасадом к покупателям, открой жалюзи витрин!

Три его собрата, у которых другие хозяева, торгуют газетами и журналами, как прежде: в зале и снаружи. Жаль, местных изданий за их витринами явно маловато.

Занятые проблемами своего ведомства железнодорожные начальники вряд ли обратят на это внимание. А вот пассажиры поездов наверняка не прочь вкусить свежей духовной пищи ярославского приготовления. Так, чтобы не отстать от состава в поисках прессы. Да и ярославцам приятней скоротать время в электричке за газетой, чем глазеть на знакомые до боли пейзажи.

– Ассамблея здесь ни при чем! – отрезал и. о. начальника вокзала Андрей Безродный. – Вопрос об удалении киоска с площади вставал неоднократно.

Андрей Николаевич сослался на правила противопожарной и антитеррористической безопасности на транспорте. По закону торговые точки нельзя придвигать к капитальным зданиям ближе 15 метров. А после письма из Москвы о расторжении договора партнеры, по его мнению, должны были сами освободить площадку.

– Изготовленные и установленные кустарным способом киоски не соответствуют современным требованиям, – продолжил между телефонными звонками занятый организацией ремонтных работ руководитель. Пустоты между этими киосками удобны, по его словам, злоумышленникам.


Андрей Безродный без разрешения начальника Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Евгения Сизонова интервью не дает. Но оба собеседника предложили обратиться за комментарием в железнодорожную службу корпоративных коммуникаций.

Полученный оттуда ответ, не отрицая важности декриминализации вокзальных комплексов, содержал такое объяснение причин резкой передислокации железнодорожниками собственности ОАО «Роспечать»: «Согласно распоряжению президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина от 16.04.2007 г. № 681 (об организации единой сети распространения печатной продукции на объектах ОАО «РЖД») компанией ОАО «РЖД» в Москве был проведен открытый аукцион на право продажи печатной продукции на железнодорожных объектах. В результате квалифицированного отбора победителем было признано ООО «АРП «Гудок», с ним был подписан договор сроком на 9 лет. Таким образом, ООО «АРП «Гудок» получило право на реализацию печатной продукции на объектах ОАО «РЖД», в том числе на объектах Дирекции железнодорожных вокзалов и, в частности, на вокзалах г. Ярославля».

Но это сильно насторожило ярославское ОАО «Роспечать».

– Для прочих арендаторов основанием расторжения договоров аренды является капитальный ремонт фасадов Ярославля­Главного, – уточнил коммерческий директор розничной фирмы Андрей Спиридонов. – Им предложены торговые площади внутри зданий. Для нас основанием прекращения аренды является некий отбор. Но к июлю информацию о конкурсе на соответствующих сайтах найти так и не удалось. Поэтому пришлось направить официальный запрос в ОАО «РЖД».

Стоит ли торопить события? Ответ в компетенции областного управления Федеральной антимонопольной службы. Продавцы прессы направили письмо в УФАС и намерены обратиться в суд.

Ход – киоском

Ярославское ОАО «Роспечать» активно обменивается опытом с родственными компаниями России – от Алтая до Владимира, входит в ряд ассоциаций распространителей печатной продукции. Одно из старейших предприятий наряду с АРИА «АиФ» и несколькими конкурентами держит серьезный сегмент ярославского рынка СМИ.

Заместитель гендиректора ОАО «Роспечать» Максим Мартьянов говорит о социальной составляющей сложившейся ситуации:

– За нами 300 сотрудников, в основном женщины. Только в Ярославле работает 96 киосков, благодаря им жители города покупают свежую прессу, где публикуется актуальная информация о решениях власти. И 16 из них уже фиксируют убытки!

Он убежден, локальный конфликт на Ярославле­Главном лишь надводная часть айсберга. Проблема глубже: дистрибьюторов местной печатной продукции приравняли к продавцам пива или овощей.

Можно не одобрять действия руководства «Роспечати», которое вплотную подогнало к спорному киоску на вокзале автомобиль, чтобы временно воспрепятствовать ликвидации одной из самых рентабельных торговых точек. До этого, по словам владельцев, железнодорожники предлагали место продаж в старом здании вокзала – у ресторана, чуть ли не на втором этаже.

– Кто туда заглядывает чаще воробьев да галок? – сыронизировал Максим Мартьянов. – Да и предложение не имело официальной формы.

Однако поставьте себя на место владельцев предприятия, пережившего несколько подобных конфликтов. Мартьянов бегло перечислил примеры:

– Несколько лет назад исчез киоск «Роспечать» возле гостиницы «Ярославль». Компания «Лотос» возвела возле «Гиган­та» торговый центр, но где теперь наша точка на проспекте Октября? При реконструкции Московского проспекта дошло до того, что оппоненты чуть было не решили эвакуировать киоск на трале – с продавцом внутри. Конфликт разрулили. Но в конце мая одна из пожилых киоскерш опять пережила стресс – влиятельным хозяевам одного из зданий в центре города не понравился газетный ларек по соседству. Теперь ответственные люди на Северной железной дороге сделали резкий ход в отношении собственности «Роспечати» – газетного киоска. А ведь «Роспечать» годами сотрудничала с ОАО «РЖД» без обострений!

– Это полбеды. Беда в том, что газетный киоск считается временным сооружением и на законных договорных основаниях может стоять… год и день, – сетует заместитель гендиректора. – При строительстве, к примеру, капитального объекта его переставят или ликвидируют. Равноценной замены с таким же потоком покупателей чаще всего нет. Кроме того, при переносе торговой точки предприятие вновь понесет расходы на кадастр, благоустройство, присоединение к сетям и регистрацию договоров аренды в органах юстиции. Снова сроком на год и день.


Между тем стоимость типового газетного киоска около 200 тысяч рублей – без учета торгового оборудования и перечисленных затрат, при отсутствии социальных льгот и полноценной налоговой нагрузке. Современные пластиковые варианты тянут на полмиллиона и выше. Нетрудно прикинуть, сколько экземпляров газет и журналов надо реализовать, чтобы оправдать затраты. Правда, на витринах «Роспечати» есть сопутствующие товары. Но только для компенсации сезонных снижений выручки от основной продукции.

– Тиражи не растут, люди среднего возраста и молодежь читают мало не потому, что «окопались» в Интернете. Условий нет, – уверены Максим Мартьянов и его шеф Александр Сластников. – О какой сбалансированной бизнес­среде торговли периодикой в пределах шаговой доступности, не говоря уж о репутации самой читающей страны в мире, можно вести речь?! Нужна воля дожать ситуацию на уровне законов и подзаконных актов. Так, чтобы «старая кляча» ярославской «Роспечати» обрела второе дыхание в информационном обществе. Кстати, деловые контакты с мэрией, муниципалитетом и городской Общественной палатой близки к конкретным решениям, по принципу «надежда умирает последней», уверяют руководители.

– Мы реализуем конституционное право граждан на информацию. И не желаем ничего, кроме объективного отношения партнеров и власть имущих к нашей системе, – такова позиция продавцов прессы. – Не хлебом единым, пивом или ширпотребом жив наш брат ярославец на родине первого русского провинциального журнала!


Компромисс без компромата

Российский рынок печатной прессы идет под уклон, падая примерно на два процента в год. Минорная статистика, кстати, характерна не только для розницы, но и при подписке на периодику. Несмотря на то, что стоимость этой почтовой услуги, уверяет руководитель отдела подписки УФПС Ярославской области Наталья Максимова, не растет 8 полугодий.

Выход в сокращении издержек и оптимизации технологических процессов, в стимулировании работы почтовиков, оптовых и розничных дистрибьюторов печати согласно инновационным решениям в интересах читателей. Иначе и впрямь возродятся газетные офени. Есть смысл, не пригибая силовыми приемами головы партнеров к рельсам, договориться о сохранении того, что есть и работает. С расчетом на лучшую перспективу.

– Компромисс всегда можно найти, – суть слов и. о. начальника Ярославля­Главного Андрея Безродного совпадает с фразой Максима Мартьянова из «Роспечати». – Экстремизма в наших действиях нет никакого. Мы нацелены на плодотворное и объективное сотрудничество.

Подвести бы на властном уровне сюда крепкую нормативную базу. Для того чтобы пар конфликта многолетних партнеров не ушел в гудок, а направил локомотив деловых контактов на рельсы сотрудничества. К пользе для ярославцев и гостей города.


Алексей МАЛАХОВ


Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе