«С Большим театром можно попрощаться»

Московские архитекторы обсудили сегодня смену подрядчика реконструкции Большого театра. По их мнению, появление новой компании позволит отремонтировать здание в срок. Но как памятника архитектуры Большого театра в Москве больше не будет.

Как уже сообщалось GZT.RU вчера, 7 июля, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что реконструкция Большого будет закончена в срок. Новой датой завершения работ названо 2 октября 2011 года.

В ходе конструкции планируется устройство в театре арьерсцены, которая предназначена для быстрой смены декораций и является продолжением главной. Кроме того, в подземном пространстве разместятся склад декораций на четыре-пять ближайших спектаклей, а также дополнительные фойе, вестибюли, буфеты, гардеробы и отсутствовавшие ранее лифты.

В связи с заявлением мэра Москвы Юрия Лужкова в субботу, 4 июля, о возможном обрушении здания и о решении специальной комиссии по вопросам реконструкции Большого театра подключить к работам подрядчиков из числа столичных строительных организаций, в пресс-центре ИА «Росбалт» была сегодня проведена дискуссия «Реконструкция Большого театра: справятся ли столичные власти?»

В дискуссии приняли участие координатор движения «Архмосква» Константин Михайлов, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко и директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Давид Саркисян. Ожидаемый Александр Будберг, член совета «Фонда Большого театра», на дискуссию не явился.

Ход работ

До сих пор здание театра стоит на временных опорах и предстоит еще много земляных работ. Необходимо делать плиту и субструкцию, чтобы поставить всю пятиярусную конструкцию на плотные грунты, которые находятся на глубине от 18 до 25 метров. За все время работ (а первое постановление о реконструкции было подписано еще в 2000 году) это выполнено не было.
В связи с этим здание в последнее время стало крениться и возникла реальная угроза его обрушения. Алексей Клименко заявил, что на «этой площадке много неблагополучного» и видит проблему в том, что все время работ на площадке доминировал интерес застройщика.

В составлении проекта здания театра и застройки площади принимали участие лучшие московские архитекторы – Бове, Жилярди и др., а также петербургские мастера, в том числе Андрей Михайлов и Мельников. Принятый в 1821 г. проект строительства Андрея Михайлова послужил основой дальнейшей работы над проектом театра, которая была поручена Бове. Театр, выстроенный в 1824 г., в 1850-х годах сгорел и был перестроен архитектором Кавосом, значительно изменившим первоначальный вид здания.

Кавос заменил четырехскатное покрытие двускатным, с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и уничтожив при этом арочную нишу. Он заменил ионический ордер портика сложным и изменил все детали наружной отделки.

Считается, что переделки Кавоса снизили художественные достоинства замечательного произведения Бове – Михайлова, создавших в московском Большом театре один из лучших образцов русской, классической архитектуры.

Новую дирекцию по реконструкции возглавил архитектор Яков Саркисов, за спиной которого строительство Дома художников и реконструкция Малого театра. Он же возглавлял коллектив возводивший филиал Большого театра.

«Мы все можем быть уверены, что здание устоит и директивные сроки будут соблюдены. Нагонят строителей в десять раз больше, чем необходимо и сделают» – говорит Алескей Клименко. – «Саркисов очень опытный организатор строительства, количество рабочих будет увеличено, это дает надежду, что подземный ярус будет вовремя завершен».

С этим соглашается и директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Давид Саркисян: «Вряд ли здание должно обрушиться. У нас рушатся здания, когда их кто-то специально рушит. Все обрушения и пожары имеют криминальный характер. Сейчас ни у кого нет интереса взять и обрушить здание. Поэтому оно не обрушится.»

Аккустикой театра будет заниматься немецкая фирма Muller BBM, а реставрацией интерьеров проектно-реставрационная мастерская ООО "Реставратор-М", которая восстанавливала колокольню Ивана Великого и восстановила по фотографиям два зала в московском Кремле.

Финансирование

Также во время дискуссии развеяли беспокойство о том, в связи с троекратным сокращением федерального финансирования реконструкция большого театра превратится в долгострой.
«Не смотря на то, что Греф чрезвычайно сократил в свое время программу работ по Большому театру, на 12 тысяч квадратов, точно известно что с деньгами проблем нет, – рассказывает Клименко. – Финансирование есть».

Гораздо больше, нежели финансовые трудности, участников дискуссии беспокоит законность происходящего с Большим Театром и сохранность его как архитектурного памятника.

Здание и закон

Координатор движения «Архмосква» Константин Михайлов заявил, происходящее с Большим театром вообще не должно было происходить.

«Я бы хотел обсудить не ход реконструкции, а само это понятие «реконструкция», которое и журналисты, и эксперты, и проектировщики очень вольно употребляют, – говорит он. – По отношению к Большому театру это слово абсолютно незаконно. И в государственном и в городском законе «Об охране памятников», каким безусловно является Большой театр, написано черным по белому, что реконструкция архитектурных памятников не допускается в принципе».

Константин Михайлов объясняет, что сохранение памятников – это не чья-то прихоть, это – закон, а улучшения и развития никакой закон не предписывает. Как только вопрос законности, споры по которому некоторое время шли, оставили в стороне, утверждает Михайлов, надо было ждать беды. «Как только мы отходим от единственно возможного по отношению к памятникам законной научной реставрации – начинаются проблемы. Как идут работы – это детали по сравнению с главным постулатом: то что произошло, не должно было происходить».

Алексей Клименко разделяет мнение Константина Михайлова: «Рядом с Большим театром построена вторая сцена, здание, которое строил Саркисов. Я думаю, что Саркисов очень хороший инженер, но качество архитектуры построенного здания ниже всякой критики. Ничего более странного и нелепого чем второй театральный дом Большого театра – нет. Вторую сцену Большого театра нельзя показывать ни одному культурному человеку это смешно. Никто не знает, что это будет за химера, что за пространства будут у этого архитектурного кентавра. По части новой архитектуры тревога очень отчетливая.»

Алексей Клименко считает, что главное зло в работе над Большим театром – это вмешательство правительства Москвы и лично Юрия Лужкова. «Я убежден, что Большой театр, для нашей страны действительно символ и бренд, ждет судьба Царицыно. Будет очередной кич, очередной балаган» – говорит Алексей Клименко. – «От вмешательства господина Лужкова ничего кроме кошмара в архитектура не получается. Съездите на Большую Полянку дом 20, там стоит такой шоу-рум, который получил премию за лучшую реставрацию. Вот что нравится господину мэру. Так что, я думаю, с Большим театром мы можем попрощаться».

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе