Солнце в родном подъезде

Знаете, кто больше всего виноват в неустроенности нашего быта, в протечке труб и крыш, в парящих теплоузлах и противном запахе из подвалов? Да мы сами, патологически пассивные, фантастически доверчивые, не способные к объединению усилий и злорадствующие, что кровля течёт у соседа, а не у меня.

А в кровле одной дырки не бывает... Но вдруг, очень-очень редко, появляется особенный человек, и тогда дом, кажется, «радуется» ему каждым своим кирпичиком, каждым вентилем.


Так случилось с домом № 53 по улице Карла Либкнехта в Ярославле. Семья Соболевых приобрела здесь квартиру четыре года назад. А дом, построенный в 50-е, двадцать лет не знавший ремонта, приходил уже в негодность. И прежде чем приводить в порядок свою новую квартиру, Ольга Соболева взялась за протекавшую крышу. Ей отвечали, что вроде бы с крыши ремонтная бригада просто не слезает. А тут ещё «достали» всех ржавые трубы. И опять коммунальщики удивляются: в этом доме всё ремонтируется. Они ещё не знали, на кого напали. 

Ольга затребовала финансовый отчёт управляющей компании за прошедший год. Предъявленные цифры никак не соответствовали реальному положению дел. Например, сообщалось, что во время ремонта было использовано столько-то труб диаметром двадцать миллиметров. Такие трубы использовались только в одной квартире, и Ольга вместе с мужем Александром, слесарем-ремонтником одной из известных городских фирм, сами измерили все проложенные в помещении трубы – их оказалось на двадцать метров меньше, чем по отчёту.

Через месяц пришёл ответ от директора ОАО «РЭУ-15» С. П. Нехайчика. Его стоит процитировать хотя бы частично: «На ваш иск № 365 от 26.02.09 года сообщаем, что недостача трубы диаметром 20 метров (!) произошла из-за ошибки бухгалтера при переводе тоннажа трубы в метры. 10,6 кг трубы необходимо было разделить на коэффициент 1,67, а бухгалтер умножила, получив 17,7 м. Далее, обнаружив ошибку, она разделила килограммы на коэффициент, и получилось 6,3 метра, но при этом забыла удалить первоначальную запись... Списание материала производится из материального отчёта, т. е. произошло завышение метража трубы, но не её фактического расхода и стоимости».

Далее пишет Нехайчик: «в графе расходы по обслуживанию мусоропровода ошибочно разнесена сумма 57 рублей 72 копейки по причине сбоя в компьютерной программе». Ну, бывает с компьютерами и не такое, только в трёхэтажном заводском доме мусоропровода сроду не было и уж точно не будет. А были ещё и другие «детали»: затопление теплового узла, замок на нём, приобретённый РЭУ, и т. п.

После того как Ольга обнаружила двадцатиметровый виртуальный кусок трубы, недостачу нескольких кусков шифера, вентилей и написала заявление районному прокурору, её пригласили в милицию, где два часа так строго допрашивали, что у заявительницы возникло предположение: уж не её ли обвиняют в пропаже трубы?

Но Ольгу голыми руками не возьмёшь. Она обратилась в жилищную инспекцию области, которая вынуждена была признать, что «факт неудовлетворительного состояния шиферной крыши подтвердился», «дополнительно выявлен ряд нарушений содержания лестничных клеток, фасада здания, козырьков подъезда». Было выдано предписание ДЕЗу Ленинского района - устранить выявленные недостатки.

Можно продолжать и дальше перечисление настойчивых атак Ольги Соболевой на коммунальную систему города, но давайте перейдём к переменам. Самые главные две: после того как кровлю всё-таки наконец по-настоящему отремонтировали, в доме обратили внимание на упорную, активную соседку и избрали её старостой, сказали: пусть молодёжь поработает. И второе: убедившись, что упорство всегда помогает достичь цели, весь дом признал авторитет старосты и объединился вокруг Ольги, поверив и в свои силы.

Заменили водосточные трубы, выявлена (!) и произведена откачка тепловой камеры, несмотря на то, что руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Сергей Мелюк осторожно в своём письме обмолвился: «Запаха канализации субъективно в подъезде не ощущалось».

Когда мэр Виктор Волончунас письмо старосты проигнорировал, а бывший директор департамента городского хозяйства Валерий Пенкин на очередной запрос Ольги Соболевой попробовал ответить: «Ввиду недостатка финансирования работ по благоустройству включить дополнительные дворы не представляется возможным», Ольга тут же пошла к депутату областной Думы Илье Осипову, который прислал три тонны земли на устройство клумб, за что дом № 53 ему очень благодарен и ждёт к празднику двора 26 августа обещанной материальной помощи.

Сменились некоторые начальники, с ними имела дело Ольга Соболева. Не работают больше директор ДГХ Валерий Пенкин, директор ДЕЗа Владимир Кисельников, директор РЭУ-15 Сергей Нехайчик. Сменившие их на посту лица, говорят, Ольгу слегка побаиваются.

Но дело не только в том, что староста Соболева умеет добиваться положенных жителям прав. Она умеет людей объединять. Ольга - молодая женщина, после окончания факультета физвоспитания педагогического университета ведёт физкультуру в коррекционной школе. Главное увлечение - плавание. У неё отличная семья. Муж - первый помощник. А шестиклассник Михаил, ученик художественной студии, успешно занимается выпиливанием и батиком, завоёвывает дипломы и, похоже, возглавляет деловую мальчишечью бригаду в доме.

Когда Соболевы заканчивали ремонт после переезда в здешнюю квартиру, остался излишек жёлтой краски. И Ольга решила использовать её - нарисовала на стене лестничной площадки улыбающееся солнце с лучами. Потом в тамбуре входной двери появился весёлый гном, встречающий жильцов. Вместо пятен на давно некрашенных стенах поплыли облака, расцвели розы и ромашки. Жители сначала удивились, а потом и сами стали свои таланты проявлять. Наверное, у каждого с детства была мечта - рисовать на стенах.

Например, внуки нашего давнего подписчика Александра Ермиловича изобразили игривого чёрного котёнка и доброго щенка. А для самого Александра Ермиловича Ольга сделала особый подарок. Возле его двери на ветке две синички - хозяин любит этих птиц, всегда устраивает кормушки. Люди из других домов теперь специально приходят в подъезд на экскурсию.

Во дворе дома на месте разрушившихся от времени сараек под руководством Соболевых разбили клумбы и газоны. Цветы - разные: георгины, флоксы, белый табак, астры... А среди них чего только нет. Выглядывают отслужившие свой век куклы, превратившиеся в гномов. Цветы растут в самых необычных местах. На одном пеньке пара выброшенных туфель, они стали ёмкостью для бархатцев, ярко раскрашенный старый чайник приютил кустик бегоний, разные пластиковые коробки превратились в вазы для различных композиций, а из каких-то белых обрезков образовались лебеди. 

Один из соседей, альпинист, срезал сухие ветки на высоких деревьях, Александр и Миша Соболевы развесили сказочные птичьи домики, а по толстым стволам побежали весёлые сказочные герои, крокодильчики и стрекозы. Не опишешь все чудеса у дома № 53, изготовленные дружными и изобретательными соседями. А уж если Ольга позовёт соседей на субботник, люди идут с искренним удовольствием. 

- У всех так много проблем и забот, - говорит Ольга. - И пусть дом встречает своих хозяев улыбкой и радостью, пусть будет удобным и весёлым островком в беспокойном мире.

И жильцы не устают удивляться тому, что сами делают. И с новым интересом друг к другу присматриваются, а как много можно тогда рассмотреть и сколько интересного придумать и сделать.

Ольга - реалистка. При нашей встрече она решительно высказала своё кредо:

- За городские власти обидно. Зачем эти слова: «сделаем Ярославль чище и красивее»? Деревья не подрезают, ограждений для газонов нет, земли не выпросишь. В департаменте мне сказали: когда сделаете, приедем фотографировать на конкурс красоты. Я против конкурсов, потому что не видим помощи властей, фантазируем с автопокрышками, заборчики из ивовых прутьев плетём. Но мы благоустраиваем двор для себя и дальше будем это продолжать, чтобы изменить хотя бы кусочек планеты.

Инна КОПЫЛОВА

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе