У Светланы Сергеевой из Рыбинска семеро детей.
Пятеро из них когда-то пришли к ней в гости, да так и остались.
Лучше, чем казенный дом
Светлана работает воспитателем семейно-воспитательных групп (СВГ) в центре «Наставник». Эта уникальная для Ярославской области форма социально-реабилитационной работы появилась в Рыбинске четырнадцать лет назад. Суть ее в следующем: дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, временно направляются в семью воспитателя. Ребенку так и говорят: «Ты пойдешь в гости». Казенный дом, каким бы он ни был благоустроенным, никогда не заменит домашний уют. Не случайно ведь говорят, что дома и стены помогают.
В СВГ дети проживают не постоянно, а пока не решатся проблемы в родной семье. Чаще это дошкольники с трех лет и младшие школьники, но бывают и подростки до 18 лет. Все они являются воспитанниками «Наставника». Ребятишки попадают в центр из разных районов Ярославской области, были даже девочки из Луганска. Со времени открытия отделения СВГ в 2006 году здесь побывало более 300 детей, некоторые – не по одному разу.
Нередко это дети из неблагополучных семей. Но не только. Разные ситуации в жизни случаются, говорят воспитатели. Иногда и любящим родителям нужна помощь. Например, мать ложится в больницу или осталась без работы, отец уезжает работать вахтой или не может разрешить конфликт с взрослеющим подростком. Вот и приводят ребенка в центр – специалисты обязательно помогут.
Сохранить для ребенка семью – главная задача «Наставника», поэтому дети из семейно-воспитательных групп, как правило, возвращаются в родной дом. Но есть и такие, кто пришел «в гости» и остался там навсегда. Если мать с отцом лишаются родительских прав, приемной мамой может стать воспитатель СВГ, который прикипел душой к своему воспитаннику. Для пятерых детей родным стал дом Светланы Сергеевой.
Работа семь дней в неделю, 24 часа в сутки
– В нулевые, когда отделение СВГ начинало работать, была тяжелая ситуация в стране, хуже, чем сейчас. Проблемных семей было больше. И к нам в «Наставник» на реабилитацию попадало гораздо больше детей. Если сейчас работает по десять групп, то тогда мы открывали тридцать, – вспоминает Юлия Смирнова, заведующая отделением семейно-воспитательных групп.
Она стояла у истоков организации отделения, когда многое делалось впервые и вновь. Опыта организации СВГ в Ярославской области еще не было. Все программы создавались с нуля, а опыт нарабатывался с колес. В число воспитателей первой волны попала бухгалтер и мама двоих детей Светлана Сергеева.
– Это был 2007-й, – вспоминает она. – Муж в командировке, дочка учится в Ярославле, сын в санатории, сижу в квартире одна с собачкой. Смотрю телевизор, там Геннадий Ильич Савин, руководитель центра «Наставник», выступает, рассказывает об СВГ. Надо же, думаю, и такое бывает! Сережа из командировки вернулся, я к нему: «Может, устроиться? Вас дома нет, а я бы с ребятишками занималась». – «А ты сможешь?». – «Попробую».
Попробовать взять в семью ребенка, попавшего в трудную ситуацию, в 2000-е захотели многие женщины. Почему бы и нет? Времена трудные, а тут официальная занятость, стабильная зарплата и вроде бы работа несложная – «своих-то детей растили, знаем».
– Сначала было много кандидатов, которые считали: взял ребенка, накормил, спать уложил, получил деньги – и все, – говорит Юлия Смирнова. – Это не так. Воспитатели проводят развивающие занятия с детьми, привозят их на занятия к специалистам центра, а наши сотрудники регулярно навещают семью. Кандидаты в воспитатели собирают солидный пакет документов, проходят программу подготовки. Главная ее цель – дать возможность человеку осознать свою готовность, потому что это серьезный и очень ответственный труд. В итоге часть кандидатов отсеивается.
Сергеева не отсеялась. Работа семь дней в неделю 24 часа в сутки ее не пугала. Да и муж с родными детьми ее поддержали.
– Первый мальчик четырех лет попал ко мне из деревни. Ой, тяжело было, – признается она сегодня. – Своих-то детей мы знаем с рождения, а тут приходит ребенок со своим характером, который проявляется не сразу. Старший воспитатель и психолог здесь очень помогают, говорят, какие у ребенка проблемы, на что нужно обращать внимание.
Но тяжелее всего новоиспеченной наставнице далось даже не воспитание малыша, а расставание с ним. Светлана и теперь говорит об этом с волнением:
– Прожил мальчишечка у нас полгода. Вот фотография, как мы с ним на празднике в «Наставнике» стихотворение рассказываем: он прижался ко мне и не отпускает… Хотя нас постоянно учат: «Вы не мама, вы воспитатель, это ваша работа», но расставаться было очень трудно. Как будто родного ребенка у тебя забирают.
«В гостях» у Светланы Сергеевой за тринадцать лет побывали пятнадцать детей. Сейчас в семье живут пятеро, четверо из них стали приемными, а по сути – родными. Самым младшим – десять и одиннадцать. Старшей приемной дочери на днях исполнилось восемнадцать. Когда ее взяли в семью, девочке было всего пять с половиной
Из гостей – в дети
Трудности не останавливают – они закаляют, делают мудрее, считает воспитатель Сергеева. «В гостях» у тети Светы за тринадцать лет побывали пятнадцать детей. Сейчас в семье живут пятеро, четверо из них стали приемными, а по сути – родными. Самым младшим – десять и одиннадцать. Старшей приемной дочери на днях исполнилось восемнадцать. Когда ее взяли в семью, девочке было всего пять с половиной.
– Полгода прожила у нас в СВГ, и мать лишили родительских прав, – рассказывает Светлана. – А мы так душой к ней прикипели, что, не раздумывая, оформили в приемные дети. Она рукодельница, мастерица на все руки. Пишет стихи, в международном конкурсе чтецов заняла первое место. Хочет поступать в медицинское училище.
Наставник для взрослых
Многие дети, попадающие в СВГ, с непростой судьбой. Если малыш растет в семье, которую принято называть неблагополучной, почти всегда у него проблемы и со здоровьем, и с поведением. Справиться с ними воспитателю и детям помогают специалисты «Наставника».
Старший воспитатель отделения СВГ Светлана Староверова курирует работу всех воспитателей СВГ. Вместе с психологом она помогает наладить контакт с ребенком, постоянно находится на связи, работает с кровными родственниками ребенка. Когда родители пьют, гуляют, достучаться до них бывает трудно, поэтому взрослым помощь «Наставника» нужна не меньше, чем детям.
– Из таких семей, бывает, поступают к нам дети – одни слезы, – рассказывает Светлана Староверова. – Есть нечего, одеться не во что, дети заброшенные. Иногда в пять-шесть лет ни песню спеть не могут, ни стихотворение прочитать. Да и говорят-то некоторые с трудом.
Сохранить для ребенка семью – главная задача «Наставника», поэтому дети из семейно-воспитательных групп, как правило, возвращаются в родной дом. Но есть и такие, кто пришел «в гости» и остался там навсегда
Однажды «в гости» к Сергеевым попал такой ребенок из трудной семьи. После СВГ дорога ему была одна – в детский дом.
– В три с половиной года мальчик плохо говорил, был нескладненький, худенький, – вспоминает Светлана Сергеева. – А у меня как раз муж после операции на сердце был, ему требовались покой и уход. Но я настояла: «Сереж, ну пропадет ребенок. В детском доме такому трудно будет. Возьмем в приемные!». Уговорила.
О своем решении она не пожалела ни разу. Сейчас мальчику тринадцать, учится он на четыре и пять, а в семье его в шутку зовут профессором. Парень очень любит биологию, собирается стать врачом. И он единственный из приемных детей зовет Светлану мамой. А вот свою родную мать он совсем не помнит.
Семейные традиции
Светлана Сергеева считает себя строгой:
– На детей у нас дома распространяются все домашние традиции. Из школы приходим – переодеваемся, обувь за собой моем, показываем дневник. Учеба у нас на первом месте – это главное правило. Есть два категорических запрета: не врать и не воровать.
Кроме правил, у каждого ребенка есть свои обязанности. Кто-то следит за порядком в квартире, кто-то – за рассадой. Светлана показывает аккуратные горшочки с землей, в которых уже проклюнулись ростки. Видно, что за домашним огородом ухаживают. Над столом висит самодельная стенгазета с фотографиями. Буквы, написанные фломастером, выгорели – этой семейной реликвии не один год.
– Это наша дача, вот идет стройка бани, – проводит небольшую экскурсию по фото мама-воспитатель. — Смотрите: вот мы все вместе работаем – и взрослые, и дети. Вот мальчишки помогают мужу. Вот они поливают. А у маленькой дочки даже своя грядка есть.
В семье Сергеевых все делается сообща: будь то работа на огороде, уборка большой квартиры или выпечка куличей к Пасхе.
– Когда дети живут на всем готовом, как в санатории, не помогают взрослым, не убирают за собой, не готовят, у них формируется потребительское отношение к жизни и к взрослым, которые рядом. И в жизнь они выходят совершенно неподготовленными, – уверена Светлана.
Своих детей она учит самостоятельности и ответственности. Старшие опекают маленьких, помогают им, оберегают. По словам приемной мамы, ребята очень дружные, все пятеро ходят в одну школу. И там, хоть и все они с разными фамилиями, их считают братьями и сестрами.
– Мы – единая семья, – говорит Светлана. – Вырастут они, разъедутся, но все равно здесь у них родной дом. И мы всегда всем детям будем рады.