В очередь, дети

Московские родители первоклассников этого года уже пережили свой легкий шок, когда пристраивали свое чадо в первый класс школы, считающейся, согласно народной молве, престижной и качественной. Родителям тех, кому предстоит записываться в школы в будущем году, шок еще только предстоит. И он будет посильнее нынешнего.

Дело в том, что установленный столичными властями порядок приема в школы первоклассников, который предполагал привилегии для детей из близлежащих домов, тех, у кого в школе учатся братья или сестры, а также для сирот и детей из многодетных семей, был отменен Мосгорсудом. Теперь в первый класс будут принимать всех на общих основаниях.

Судебное решение, казалось бы, простое и наиболее очевидное: мол, все равны. На деле же оно лишь высветило усугубляющуюся проблему деградации школьного (как и всякого иного) образования в нашей стране. Никакого равенства ведь в правах на качественное образование у детей на практике нет, и скрывать это бессмысленно. Мест, где дают приличное образование, становится все меньше.

В других странах подобные проблемы решаются везде по-своему. При этом, как правило, учитывается фактор территориальной близости школы. В Америке, скажем, не возьмут в школу из отдаленного neighborhood что смышленого, что тупого. Но при этом жители одного микрорайона, квартала, поселка и т.д., как правило, принадлежат к одному социальному слою (соответственно они и их дети ближе друг к другу по уровню развития). Плюс к тому существуют платные частные школы, с повышенным качеством образования, куда бедных, но способных детей тоже могут принять, дав им грант или пособие, а детей по школам (и платным, и бесплатным) развозят автобусы. Все это ведь тоже результат определенного понимания равенства - равенства возможностей и перед законом.

А, скажем, в Финляндии равенство определяется тем, что уровень преподавания в разных школах примерно одинаковый: существуют и жестко соблюдаются определенные стандарты. Финская система среднего образования считается одной из лучших в мире на сегодня, там просто нет школ, которых сторонятся родители.

Мы же в России зависли между социалистическим прошлым и капиталистическим настоящим. Делать вид, что все дети обладают равными способностями, - глупо. Они все по-разному подготовлены к первому классу: одни уже читают и считают свободно, а другие говорят с трудом. Если уж стоять на формальном равенстве, тогда надо делать единые для всех подготовительные курсы. Но о каких курсах может идти речь, если сами школы в рамках одного города (пусть большого) Москвы отличаются капитально. Про одни идет слава о высоком уровне образования и приличных педагогах, про другие - о гуляющих по коридорам наркотиках, засилье детей гастарбайтеров и вообще приезжих, а также "бандитизме".

В качестве всеобщего "уравнителя" предлагается живая очередь. С ночными кострами, мордобоем, с одними списками против других. И никакой "меритократии" (пусть дошколята готовились к обучению именно в этой школе год-два), никакой "семейственности" - пусть мамаша с папашей с утра пораньше развозят своих детей, если их больше одного, по разным концам Москвы.

То, что предстоит во всей красе в Москве в будущем году, в других городах - суровые будни настоящего времени. Вот, к примеру, описание процесса записи в первый класс (он начинается 20 апреля) в Екатеринбурге, взятое с одного из тамошних форумов U-mama: "Вечером первая очередь пригнала ОМОН, чтобы доказать, что она первее, чем вторая очередь. Вторая очередь поставила в известность администрацию школы и разные органы вплоть до ГУВД о том, что будет находиться в такие-то дни и часы на территории гимназии и записывать фамилии. Так что даже учитывая юридическую недействительность обеих "очередей", вторая явно выигрывает, потому что пошла не по силовому пути, а хотя бы как-то попыталась быть в рамках закона".

Ура! Закон торжествует. Равенство провозглашено, хотя очевидно: в реальной жизни оно падет под ударами права более сильного, более выносливого, а то и более изворотливого. Школа тем временем продолжает медленно, но верно деградировать. Наиболее вероятные последствия нынешнего порядка будут связаны с тем, что все более-менее приличные школы постараются стать платными (притом что бедных, но способных туда принимать не будут ввиду отсутствия грантов и пособий на такие цели), разрыв между платным и бесплатным начальным образованием еще более возрастет, а принцип равного права всех детей на единое по стандартам качественное образование будет окончательно похоронен.

Георгий Бовт

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе