Как живет сегодня, в безлюдный период, Музей фортепиано в Рыбинске?
Тихо и пусто сейчас в Музее-мастерской фортепиано в Рыбинске. Рояли застыли в ожидании пианистов и слушателей. Звенящее молчание может заставить грустить. Может, но не заставляет. Здесь новости — хорошие даже в период пандемии. Она когда-нибудь уйдет, и в музей вновь вернется музыка.
— Недавно я привез в Рыбинск еще несколько пианино и роялей, — рассказывает основатель и директор музея Алексей Ставицкий. — Некоторые выставили в залы музея, другие еще на складе. Один инструмент предназначен рыбинской музыкальной школе.
Поселился в музее первый в истории Рыбинска концертный рояль «Стейнвей». Он пробудет здесь год, пока владелец не построит для него концертный зал в Суздале.
— Это уникальный инструмент, наверное, лучший «Стейнвей» по звучанию из всех известных, — говорит замдиректора Кирилл Егоров. — К сожалению, его история неизвестна с 1906 года, когда он был изготовлен в гамбургском отделении фирмы «Стейнвей». В 2015 году Ставицкий восстановил его в своей мастерской. И вот он в Рыбинске, абсолютно готовый, ждет своих исполнителей и слушателей.
Недалеко от «Стейнвея» — роялет «Хильвег» — миниатюрный рояль 50-60 годов 19 века. На таком играл Модест Мусоргский.
Рядом — прямострунный «Вирт» — самый большой рояль в музее. На клавишах «Вирта» учился музыке великий Петр Чайковский. А этот инструмент принадлежал Алексею Любимову — любимому учителю Алексея Ставицкого. Длина рояля — 2 метра 40 см.
— Мы раз от раза совершенствуемся в подъеме роялей на третий этаж, оттачиваем технику заноса крупногабаритов по нашей сложной лестнице, — смеется Кирилл. — Раньше нам помогали московские грузчики, сейчас у нас свои в Рыбинске.
Еще одно приобретение последнего времени — рояль «Беккер» 60-70 годов позапрошлого века. Он принадлежал педагогу и профессору московской консерватории Андрею Мясоедову, еще одному учителю Ставицкого.
— Рояль стоял дома у Мясоедова и многочисленные ученики — видите? — руками стерли лак на крышке, — рассказывает Егоров. — После смерти педагога его дети передали его Алексею.
Сейчас в музее 20 инструментов. Не самая большая коллекция роялей по количеству, но по качеству — уникальная.
— У нас пианист может выбрать рояль из 5-6 инструментов разных по звуку, времени, ощущениям, механике. Такого нет нигде в России, а может, и в мире, — говорит Кирилл.
— Это часть работы по созданию концертной системы в Рыбинске, — объясняет свои задачи Ставицкий. — При благоприятном стечении обстоятельств город может получить собственную филармонию.
Мастер считает, что в развитии музея сделан лишь первый шаг. Впереди — длинная дорога к большой музыке.
— Хочу создать в Рыбинске реставрационную школу, организовать научный отдел при музее с разделом о рыбинской музыкальной культуре — Кирилл методично собирает фактический материал, и мы начнем с экспонирования печатной продукции, — рассказывает о своих планах Ставицкий. — Надеемся на приобретение фортепиано, связанных с историей Рыбинска и Мологи. Рано или поздно организуем акустический концертный зал, например в здании Лоцманской биржи.
Рыбинск — музыкальный город, считает мастер. Доказательство — аншлаги на концертах, когда стульев в музее не хватает и приходится приносить лавки из соседнего Спасо-Преображенского собора.
— А вкупе с новой строящейся музыкальной школой Рыбинск вполне может претендовать на звание музыкальной столицы России, — говорит Алексей Ставицкий. — Да, планы у нас большие, и очень важно, что горожане нас поддерживают.