Волшебник изумрудного сада

Осень – время подумать, чего не хватает вашим дачам, и разработать проекты по их благоустройству

Холодный, ветреный и пасмурный октябрь. Многие сады и огороды выглядят в это время безрадостно из-за обнажившихся деревьев и кустарников, кажутся надолго покинутыми после листопада и затяжных дождей. Но осеннее увядание не страшно саду Валентина Сухарева: можжевельники и сосны равнодушны к смене сезонов. Они упрямо тянутся к низкому серому небу, почти подпирая его своими кронами.


Вечно молодой, вечно зеленый Хозяин ласково поглаживает стройный можжевельник в два человеческих роста.


– Чтобы такие выросли, нужно десять – двенадцать лет, – рассказывает Валентин. – Сажая маленькое деревце, нужно сразу представлять себе его взрослым, ориентироваться на максимальные для него размеры. Ты посадил дерево, и ты за него в ответе – следишь за его развитием, начиная с семечка, черенка или саженца. Хвойные деревья очищают воздух, наполняют его ароматом своих смол. Единственный недостаток таких насаждений – большой период роста. Придется запастись терпением: вечнозеленые деревья и кустарники долго набираются сил, а некоторые низкорослые разновидности прирастают всего на сантиметр в год. Поэтому лишь время покажет, как будет выглядеть обновленный сад в конечном итоге.


На участке Валентина не встретишь изысков, характерных для модного сейчас ландшафтного дизайна: не бьют фонтаны, не журчит вода в декоративных водопадах, нет даже намека на альпийские горки.


– Такие проекты не прибавят красоты саду, они создаются только для того, чтобы похвастаться перед гостями, – уверен он. – Нет в них ни особой красоты, ни гармонии. Установишь, пять минут порадуешься, а потом приедается. Я вот даже дорожки проложил так, чтобы в глаза не бросались. Главное в любом саду – то, что там растет.


Участок как искусство


Валентин увлекается озеленением и украшением садов уже четырнадцать лет, постепенно и на собственном опыте накапливая знания, которые необходимы в работе с растениями. О терпении знает не понаслышке, так как за это время успел полюбить именно хвойные породы – за стойкий характер, неприхотливость и красоту.


Не владеющий мудреными техниками искусственного формирования крон деревьев в технике бонсай, хозяин хвойников демонстрирует свой эксперимент с обычной сосной.


– Я придал ей другую форму, – объясняет Валентин. – По весне аккуратно перегибал тонкие молодые побеги на концах веток, чтобы крона стала похожей на пирамиду. Тут нужно быть аккуратным – срезаешь побеги, а на концах веток образуются застывшие смоляные «слезы», которые затягивают ранку. Вот если просто ощипывать побеги или перегибать отросшие участки, крона станет еще гуще и пышнее. Играет свою роль и вид сосны: из наших широт они более стройные и вытянутые, крона не очень густая. А деревья из горных районов более приземистые, с густой шапкой хвои. Они похожи на гриб, особенно карликовые. Такие разновидности смотрятся очень декоративно и придают саду восточный колорит, особенно в сочетании с маленьким декоративным прудом.


Небольшой водоем для сада – отнюдь не роскошь, а приятное дополнение, если подойти к делу со смекалкой: вместо прокладки труб и подведения воды к будущему озеру, достаточно врыть в землю емкость необходимых размеров, обложить «берега» красивой галькой, наполнить водой – и прудик готов.


Именно таким путем пошел Валентин. У него три подобных водоема, и все гармонично сочетаются как с цветочными клумбами, где, несмотря на осенние заморозки, благоухают розы, так и со скромными карликовыми соснами.


На дно пруда можно опустить горшочки с тростником или другими водными растениями – озеро сразу «оживет». На зиму растения лучше убрать, так как декоративные пруды не предназначены для зимовки растений – им нужна глубина больше полутора метров.


Сухарев уверяет, что сад не отнимает у него много времени: основные хлопоты остались в начале пути, когда готовил почву под посадки и покупал нужные растения. Теперь Валентин просто периодически проходит по участку и осматривает своих любимцев на предмет отмирающих веточек и сухих листьев. Даже полив требуется редко: глинистая почва хорошо удерживает воду, и за деревья, цветы и кустарники можно не беспокоиться. Стоя на узенькой тропинке, Валентин не без гордости окидывает взглядом свои владения.


Гинкго – и миллионы лет


В саду Валентина Сухарева скромно произрастает пока небольшое дерево со светлым стволом и красивыми вееровидными листьями. Это – гинкго, дерево-ископаемое, которое пережило эпоху динозавров и теперь успешно обитает в современном мире. Оно стойко переносит морозы до 30 градусов и сильный порывистый ветер, не требует специфических почв и удобрений.


Гинкго – большая редкость в России и Европе. На участке оно, возможно, переживет все растения: отдельным экземплярам в мире сейчас больше двух тысяч лет.


Советы от Валентина СУХАРЕВА:


Высаживаю на своем участке морозостойкие разновидности и стараюсь ничего не укрывать на зиму: если растение перезимовало – значит акклиматизировалось. А если нет – значит просто не судьба. Холодно ему тут.


Все тенелюбивые растения размещаю под яблонями и другими деревьями. Красиво и удобно.


Ровный зеленый газон – одна из самых требовательных частей любого сада. Если вы все-таки хотите превратить часть своей земли в ровное травяное покрытие, будьте готовы регулярно ухаживать за ним.


Тяжелую глинистую почву вместо торфа можно удобрять самодельным компостом: собрать опавшие листья, пожухшую траву, ссыпать в большие емкости и плотно накрыть. Перепревшая масса хорошо подпитывает насаждения, и на глине все растет ничуть не хуже, чем на плодородных почвах.


Алена ГОРИНСКАЯ


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе