Война с арт-«Войной»

Война окончена? Громкие акции артгруппы «Война» привели к уголовному преследованию ее активистов. Из четырех идеологов «Войны», что три месяца назад давали интервью The New Times, двое — Леонид Николаев и Олег Воротников — сидят в СИЗО, у Натальи Сокол отобрали паспорт, а Алексей Плуцер-Сарно, опасаясь преследований, эмигрировал в Эстонию. О моральной и материальной поддержке группы заявил знаменитый английский уличный художник Бэнкси

О том, что за «Войной» следят в центре «Э» питерского департамента по борьбе с экстремизмом, активисты артгруппы рассказывали The New Times еще летом. Последней каплей стала акция «Дворцовый переворот», когда 16 сентября «Война» перевернула в центре Санкт-Петербурга несколько милицейских машин. И вот 15 ноября по «просьбе» сотрудников центра 27-летний Леонид Николаев по кличке Е*нутый и 32-летний Олег Воротников (сокращенно Вор) были арестованы в Москве — как говорят художники, «на одной из конспиративных квартир». Их привезли в ОВД «Беговой», оттуда этапировали в Санкт-Петербург, в следственный изолятор на улице Захарьевская, где задержанные находятся до сих пор. «Везли в микроавтобусе в наручниках, всю дорогу держа в положении лежа на полу», — говорит адвокат Николаева Олег Быков.

На видео, снятом из окна конспиративной квартиры женой Вора Натальей Сокол спустя несколько минут после задержания, видны белый микроавтобус, куда погрузили арестантов, и стоящие возле него четверо «штатских»: трое в черных кожаных куртках, один — в спортивной. «Они не представлялись, не предъявляли ордер на арест, — рассказывает Наталья. — Это был самый что ни на есть незаконный насильственный захват». Саму ее отпустили (на руках у нее годовалый ребенок), правда, забрав паспорт. «Юристу, который по моей просьбе обращался к дознавателю, ответили, чтобы я сама являлась к нему на прием и забирала документы, — написала Наталья позже в ЖЖ. — Думаю, они хотят лишить меня родительских прав, после чего арестовать и продлить всем содержание в СИЗО. Адвокат моего супруга сказала, что дознаватель планирует привлечь меня к делу по результатам портретной экспертизы, которая сейчас проводится следствием».

Внутри артсообщества многие подозревают, что «Войну» сдал кто-то из своих (в последнее время, зная, что за ними следят, активисты группы постоянно меняли места проживания). В любом случае ясно, что спецоперация готовилась долго и тщательно, а задерживали опальных художников как террористов.

Ментовское «братство»

Причина, по которой за «Войну» наконец взялись всерьез, хотя она действует уже почти четыре года, лежит на поверхности. В 2010 году артгруппа провела в Питере две громкие акции против «ментовского беспредела»: «Х*й в плену у ФСБ», когда в ночь на 14 июня на Литейном мосту напротив здания ФСБ активисты нарисовали белой краской фаллос размером 65х27 метров, и «Дворцовый переворот». Именно после этого на группу объявили настоящую охоту. «Менты очень не любят, когда наезжают непосредственно на них, — поделился с нами один из членов «Войны». — Акции в музеях и магазинах им, по сути, по фигу, а тут были опозорены «свои», родимые, и этого они не прощают. «Войну» было приказано уничтожить».

При этом адвокаты задержанных в один голос говорят о незаконности обвинений, предъявляемых участникам артгруппы. «Сначала им вменялось обычное хулиганство, — говорит Олег Быков, — но сейчас статью переквалифицировали на «хулиганство по мотивам ненависти к социальной группе» (максимальный срок за нее — 7 лет. — The New Times). Хотя даже сам факт участия Николаева и Воротникова в акции «Дворцовый переворот» не доказан. Алексей Плуцер-Сарно, в свою очередь, говорит о том, что такой социальной группы, как «милиция», не существует, и то, что дело «шьется», видно невооруженным глазом. В интервью питерской газете «Мой район» он заявил: «Уже после того как Леня пробежался по крыше машины ФСО (с синим ведром на голове. — The New Times) на Кремлевской набережной, милиция заговорила о грандиозном ущербе этому черному «форду», хотя на нем ни царапины не было. Но они выставили такой ущерб, словно «форд» угодил под многотонный пресс. Они тогда уже примерялись, как бы уничтожить «Войну»… После «Дворцового переворота» представитель МВД официально заявил, что был нанесен ущерб всего на 500 рублей. Сейчас эта сумма выросла до $3 тыс. и продолжает расти. Как будто зеркало полицейской «Лады» было инкрустировано изумрудами!» Участники «Войны» обращают внимание на то, что они перевернули милицейскую машину, в которой во время дежурства спали пьяные сотрудники. «И думаете что? — возмущается Плуцер-Сарно. — Крайними окажутся молодые художники, на которых повесят всех собак и надолго упрячут в тюрьму. Зато все оборотни в погонах смогут дальше давить людей на этих машинах и грабить страну».

Заграница поможет

Арест активистов «Войны» вызвал резонанс за пределами России — в поддержку артгруппы выступил, например, всемирно известный *The New Times писал о нем в № 5 от 15 февраля 2010 года.
уличный художник Бэнкси* *The New Times писал о нем в № 5 от 15 февраля 2010 года.. О московских событиях он узнал из новостей
Би-би-си. «Бэнкси написал мне письмо со словами поддержки и предложением помощи, — рассказала Наталья Сокол. — Оказывается, он все это время следил за нашими акциями. Он принял решение поддержать нас материально и сейчас намерен продолжать помогать с поиском адвокатов для меня, а также хочет быть в курсе дела и дальнейшей судьбы ребят». Специально для «Войны» Бэнкси провел аукцион своих работ и вырученную сумму (в рублях — 4,4 млн) намерен передать артгруппе.

18 декабря в Москве на Пушкинской площади прошел митинг в защиту арестованных, к слову, санкционированный властями, на который под лозунгом «Они объявили войну свободе — мы объявляем свободу войне!» собралось около 200 человек. В поддержку «Войны» выступили музыкальный критик Артемий Троицкий, искусствовед Андрей Ерофеев, директор издательства Ad Marginem Александр Иванов, соучредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов, журналист Андрей Лошак, художники Александр Косолапов, Сергей Пахомов, Олег Кулик, а также представители нескольких общественных и политических организаций, включая движение «Солидарность». «Митинг прошел мирно и спокойно, — говорят его организаторы, — никого не разгоняли и не винтили». Впрочем, неудивительно — Питер-то далеко…

Левкович Евгений

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе