Мифы и легенды Ярославской Большой Мануфактуры

Имея проектное намерение, создать Парк – музей «Ярославская Большая Мануфактура. Люди. Технологии. Окружающий мир», считаю, что будет полезно на этапе пред проектной подготовки собрать и проанализировать истории об этом крае, прочитанные в книгах и рассказанные людьми. Эта земля таит в себе много секретов и тайн. Вокруг событий разного времени складывались и продолжают складываться мифы и легенды. Этот материал имеет духовную ценность и может составить основу культурного ресурса нашего проекта.

 В этой работе я постараюсь:

1.      Собрать известные мне истории;

2.      Проанализировать их с точки зрения возможностей использования в нашем проекте;

3.      Заложить основы для более глубокой работы по сбору историй и создания на их базе «Позитивной, полезной мифологии» способствующей развитию «индустрии наследия» в нашем городе.

В чем значимость этой работы? Территория, о которой идет речь имеет богатую историю, памятники культуры и промышленности, объекты природы и ландшафтной архитектуры, каменные строения, деревянное зодчество, а местные жители являются живыми носителями преданий. Одним словом есть некая основа для культурного проектирования, есть материал, есть сырье.

Два момента: 1.Ученые и специалисты говорят об уникальности этой земли, памятников и объектов. Инвесторы и строители ведут в этом районе современную застройку, которая уничтожает эти ценности и богатства. И этот процесс будет продолжаться, пока мы не найдем, не создадим еще что-то, что позволит инвестору, строителю, мэру города увидеть реальную ценность и дороговизну этих памятников.

2. Простые предложения типа давайте создадим музей промышленности, или парк исторических технологий и процессов вызывают у слушателей вопрос, а где взять денег, что косвенно свидетельствует, что в этих предложениях чего то не хватает?

Другими словами мы имеем носители культурных ресурсов, формы, модели преобразований,образно говоря, скорлупу, в которой может созреть плод. Что это будет, что это за сущность? Какую центральную, ключевую идею понесет это маленькое живое существо? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к воссозданию и оживлению тех духовных ценностей, которые способны принести блага, в том числе материальные инвестору, строителю, городу, мэру. Ответ могут подсказать легенды и истории связанные с этим краем. Я иногда чувствую, что этот ответ уже есть, он в каком то перечне, в каком то списке. Попробовать вытащить его, сформулировать для себя и показать другим в этом идея этой работы.

Глава 1. Незапамятные времена.

Район Ярославской Большой Мануфактуры расположен вдоль реки Которосль, в шести километрах от места соединения с рекой Волга. Речка Которосль, в свою очередь имеет приток под названием Кавардаковский ручей (Купальнишный, Зеленцовский). Люди говорят, что вместе впадения ручья в реку издавна живет «Водяной».

«Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные  пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого ни будь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. 
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна- самого сильного божества»

Эти места притягивают своей энергетикой, каким то особым духом. Исследователями установлено, что под землей проходит шесть водоносных слоев. Так как рельеф местности имеет значительный уклон и перепады высот, вода выходит на поверхность, благодаря чему и образуются родники. Наша предки не случайно выбрали это место для поклонения Духам Земли, Природы, Солнца. Издревле здесь проводились языческие праздники. Главным праздником был Иван-Купала. Собирали травы, плели венки и пускали их по воде. Летом прошлого года мы почувствовали, как интересно людям и старым и молодым участвовать в таком празднике, который длятся всю ночь. Ежегодный Народный Фестиваль Русской Традиции – это наша задумка, способная объединить мифы и легенды с нами сегодняшними. Об этом свидетельствует и международный опыт, когда культурное событие «вытаскивало» проблемную территорию на новый уровень развития[4]

В разных источниках упоминается о языческом капище, которое служило местом поклонения Богам. Не случайно и название ручья Кавардаковский, кавардак, шабаш, гулянье, веселье.

Кто были первые люди, населявшие эту землю? Если рассматривать регион в целом, то историки чаще всего упоминают финно-угорские племена. Интересной для меня и удивительной стало знакомство с Куликовым Дмитрием Иосифовичем. Дмитрий потомственный кузнец, наша встреча – знакомство была связана с обсуждением темы возрождения старинного кузнечного дела. Во время встречи Дмитрий предложил делать старинные украшения, оружие, предме ты быта, употребляя названия, некоторые из которых я слышал впервые. Оказалось, что Дмитрий принадлежит к потомкам финно-угорских племен, Дмитрий считает, что именно на территории сегодняшней Ярославской Большой Мануфактуры и имел свои жилища этот народ. Официально, считается, что поселение находилось на стрелке, в месте впадения реки Которосль в Волгу, так как это было удобно для нападения на торговые суда. Однако иметь поселение, детей, женщин и здесь же устраивать засаду и грабить суда, делать все в одном месте значит открывать свое жилище для удара. Дмитрий же говорит, что племена жили мирно, а война была навязана варягами. О чем все-таки свидетельствует легенда, которая легла в основу образования нашего города: Ярослав Мудрый с дружиной высадились в этих краях, на встречу ему местные жители выпустили медведя. Вопрос: Кто пришел к нам с мечом? Что изображено на нашем гербе? Медведь с секирой, которую он отобрал у Ярослава Мудрого. Получается, вооруженный варяг нападает на безоружного местного медведя. Корректировка официальной градообразующей легенды может вызвать бурю эмоций и создать пристальное внимание к нашей территории. В канун готовящегося тысячелетия города это будет иметь приличный резонанс, что усилит исследовательский интерес историков, в особенности археологов. Археологические исследования и раскопки могут подтвердить, или опровергнуть новую версию.

Глава 2. Петр Великий и другие.

Заречные слободы издавна славились своим ремеслом. Это край ткачей, хлеборобов, кожевенных дел мастеров. Творогово, Меленки, Толчков – названия слобод увековечили память о ремесленниках. 28 июня 1722 года по указу Петра начинается строительство Ярославской Мануфактуры «на ручье Кавардаковском. Известно, что Петр Первый был в Ярославле несколько раз, хорошо знал семью Максима Затрапезнова, купца гостиной сотни, он с сыновьями и организовал строительство Мануфактуры. Предполагается, что именно по указанию Петра, средний сын Затрапезнова Иван был послан для обучения в Голландию, который по возращению и возглавил Мануфактуру. Кто выбрал это место для строительства Мануфактуры? Документальных свидетельств нет. Есть предположение, что Петр Первый сам выбирал участок под строительство, а встречи Петра могли проходить в двух этажном доме, рядом с Кавардаковским ручьем. Эта тема требует дальнейшего исследования и собирательства. Интересные находки могут обнаружиться и в посещениях Ярославской Большой мануфактуры царскими особами, исторические свидетельства имеются о семи таких визитах. Интересна ниточка ведущая к Ивану Тамесу, родом из Голландии, именно он организовал первую в России полотняную мануфактуру и был приглашен в компаньоны к Затрапезновым. Затрапезновы – Оловянишниковы, Затрапезновы – Яковлевы – Карзинкины. Эти известные фамилии и связи между ними имеют много историй, в которые интересно погрузиться.

Глава 3. Православные истории.

С приходом христианства на месте капища в ХV веке строится мужской монастырь. Во времена смутного времени монастырь поджигают польские интервенты, а оставшихся в живых монахов, по легенде, топят в пруду, с этим событие связывается название одного из пяти прудов «Монастырский».

В Петропавловском Парке (Полотняный двор Ярославской Большой Мануфактуры) издавна находился святой источник, который пересох во времена, когда уничтожали монахов, и ожил вновь после того, как Иваном Затрапезновым был построен Храм святых Апостолов Петра и Павла.

Иван Максимович немного не дожил до окончания строительства храма, его похоронили в храме. Была изготовлена надгробная плита, которая утеряна. Предпринимались попытки найти ее. Наиболее часто вероятным местом надгробия называется четвертый пруд, считается, что он же хранит иконы храма, которые были утоплены, или спрятаны во время революции. Это пруд называют святым. В нем самая чистая вода. Она действительно самая прозрачная, хорошо видно дно. Удалось услышать предположение, что такая чистота достигается благодаря серебренным окладам икон, которых было много в храме. Знаменитые виды храма Петра и Павла в отражении именно этого пруда украшает многие каталоги и фотоальбомы. Это место наиболее часто попадает в картины художников. Это самый красивый вид, когда Храм отражается в зеркале пруда. Может отражение храма и очищает воду, делает ее прозрачней и чище, чем в других прудах.

Рождение, оживление не вероятных историй происходит с возобновлением службы в храме. Так, на лестничном пролете, между первым и вторым этажами храма прихожане пытались убрать красное пятно, в результате пятно стало еще больше. Сейчас здесь постоянно горят свечи, считается, что именно здесь был убит последний настоятель храма советского времени Михаил Некрасов. Удивительные события происходят в храме, и по сей день. В нижнем храме идет реставрация росписи, проведена первая, черновая очистка. Лики святых еле видны за оставшейся побелкой. Говорят, что после революции был приказ закрасить фрески масляной краской, но под рукой оказалось только побелка, это и спасло уникальные фрески Однажды летом я был свидетелем, когда росписи ярко проявились на сводах храма, как будто только что отреставрированы. Это длилось примерно сорок минут, потом они вновь поблекли. Специалисты считают, что это из за перепада температур и влажности, хотя смотрелось как чудо. К этой же серии необычных случаев относятся проявления ликов святых на втором этаже храма и на лестнице. Реставрация идет пока только на первом этаже, а лики святых, не хотят больше ждать, сами прорываются наружу, сквозь штукатурку. Туристы, посетители находятся под впечатлением от экскурсий по храму.

Глава 4. Хулиганистый Перекоп

Недавно стал свидетелем такой истории. Интеллигентная компания, среди них архитекторы, дизайнеры из Ярославля и Москвы организуют застолье. Разливается по бокалам вино, и одному участнику - ярославцу в фужер случайно попадает очень мало напитка в сравнении с другими. Хозяин фужера шутит: «На Перекопе за это бьют по лицу». На следующий день эта компания едет на этот Перекоп – Ярославскую Большую Мануфактуру, и забыв про шутку восхищается грандиозностью старинных фабричных построек, любуется отражением храма в зеркале святого пруда, вкушает чистый воздух Петропавловского парка.

Раньше эти места называли Ярославская Большая Мануфактура, Заречные слободы, Закоторосльной район. До сих пор более точечно люди употребляют названия слобод, Толчково, Бутырки, Меленки, Творогово. После революции фабрику переименовали в Комбинат «Красный перекоп», связывают это с событиями гражданской войны на озере Сиваш. Затем и весь район получил наименование Красноперекопский. Многие считаю, что на Перекопе действительно постоянно что-то раскапывают и забывают потом, закапывать обратно. С детства я слышал, что с перекопскими лучше не связываться. Устойчивая слава хулиганов, за этим районом закрепилась давно. Некоторые историки Виталий Куликов, Надежда Балуева, полагают, что это связано с давним противоборством заречного ремесленного района с основным городом. Здесь всегда жили ремесленники, труженики, в городе центральное место занимали купцы, политики. Может быть, это и служило поводом для неприязни и раздоров. Это предстоит еще изучать и анализировать, а пока очевидно, что люди не бывавшие здесь, считают этот район заброшенным и хулиганским, специалисты, историки, архитекторы, экологи уникальным и перспективным. Гости города, особенно иностранцы, остаются в восторге от посещения этих мест. Много лет назад я для себя открывал этот район за ново. Образ, формировавшийся с детства, приходил в несоответствие с действительностью. Особенно это касается людей. Люди, живущие здесь, отличаются простотой и наивностью, они по-прежнему более доверчивы, чем городские. Сохраняется самобытность, обособленность и какая то индивидуальность местных жителей. Сюда попадаешь как в другой мир. Скромность, честность, порядочность встречаются зд есь чаще, чем в городе. А может распространяя чернушные слухи, город, таким образом отыгрывается за то, что когда-то во времена расцвета Фабрики при Карзинкиных именно здесь воплощалась идея Города – Сада. Вот неполный перечень таких деяний: Фруктовые сады, Петропавловский парк, Сад

для рабочих, Парк для служащих, трамвай, электричество, газ, английские машины. Здесь внедрялись технологические и культурные новшества, которые не всегда имел город. Может это и привело к тому, что до сих пор распространяются унизительные слухи про этот район. Сегодня эта запущенность действительно ощущается. Благодаря невниманию города и сохранилась эта самобытность и обособленность, как раз то, что ценно для культурного проектирования, для развития индустрии наследия. Когда над чем-то работаешь, информация начинает притекать с разных мест. Буквально вчера познакомился с известным издателем Александром Михайловичем Рутманом. Он убежден, что противостояние между городскими и мануфактурными началось после того, как мануфактурные были приписаны к фабрике, то есть стали практически крепостными рабочими, а вокруг оставался жить свободный, вольнолюбивый народ. Свободные и крепостные всегда враждовали. Так родилась традиция кулачных боев. Проводить такие бои власти разрешали и после революции. Мой тренер мне рассказывал, что кулачные бои проводились зимой на реке Которосль до 1962 года.

Глава 5. Частное такси Сагаресса.

Есть документальные подтверждения, того, что в начале ХХ века в районе Кавардаковского ручья предприимчивый человек по фамилии Сагаресс открыл одно из первых частных такси. По свидетельству Нечаева Владимира Андреевича, ему 94 года, Сагаресс был добрым таксистом, он бесплатно возил инвалидов. Есть предположения, что Сагаресс со своим Автомобилем послужил прототипом для художественного образа антилопы Гну и ее водителя в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Создание «привлекательного» для гостей культурного события имеет свои перспективы. Мир знает случаи, когда туристическое паломничество захватывало маленькие, никому не известные городки, именно после того, как случайно или нет, конкретное место связывалось с известными персонажами какого либо романа, детектива, сказки.

Заключение.

Примерно две недели назад, я обратился к моему соратнику по возрождению этого края, Надежде Балуевой с просьбой помочь мне в собирании мифов и легенд, Надежда предположила, что все, что сама знала, уже мне рассказала за время нашего знакомства, однако вчера она принесла самый последний миф, который гласит: 1. Я являюсь родственником того Захарова, чьим именем названа улица, которая граничит с Петропавловским парком; 2. Я активно скупаю дома в ближайшей округе и их у меня уже более десяти. Мое возмущение прошло, когда вспомнил, что являюсь слушателем курса «Интерпретация и проектирование» и я задумался: Какую пользу эта история может принести нашему проекту?

Уважаемый читатель! Первый раз мне довелось заниматься таким делом. Я получал удовлетворение от этой работы. Это только начало, все пока угловато. Проектировщик, исследователь, интерпретатор, сказочник, собиратель. Попадая в эти роли, периодически возникал вопрос: Что я делаю правильно, а что нет? В этих случаях я старался руководствоваться критериями полезности моих действий для будущего проекта. Написание эссе выявило массу вопросов, такое ощущение, что я находился на поверхности моря и постоянно пытался нырнуть в глубину, чтобы ярче увидеть красоту морского дна, но вода настолько плотная, а умения нырять, пока не наработаны, поэтому в основном я барахтался на поверхности. Есть желание нырять глубже. Ваши оценки и замечания помогут мне делать эту работу более профессионально.

 Владимир Захаров.

Поделиться
Комментировать