«Зачем?» - новый риторический вопрос города

А ведь очень часто, натыкаясь на граффити из слова «зачем», кажется, что оно вторит твоему внутреннему диалогу. Поэтому и было решено выяснить, кто его пишет и, собственно говоря, зачем? Нашим консультантом стал Николай, опытный райтер из Москвы.

«Изначально была просто фишка трех графитчиков - Позе, Керла и Шухера, они объединились в группировку, которую назвали «Зачем». Это одна из самых старинных банд - сrew ( см. словарь), конца 90-х. И надо сказать, что прошли они по всей России. Я даже в Ялте видел их следы. Потом от них появилось много байтов, тех кто копировал их, и самых различных производных: «Кто», «За что», вплоть до «Чо». Но они первые спустились в метро, рисовали на электричках», - рассказал Николай.

«А потом уже пошел посыл заявить о себе: «Зачем собственно все это делается?» Ведь молодежь — это общественная прослойка протеста. И когда упал железный занавес, все стали приверженцами того, чего не было в Советском Союзе: кто взялся за скейты, кто за ролики, в страну рванула волна хип-хоп движения. А появление аэрозольных автомобильных баллончиков дало толчок к развитию граффити».

История первопроходцев: Граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали писать собственные имена. Ранние "райтеры" не заботились о том поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных" писателей, читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих. По-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций уступает в важности и первостепенности самому письму.

Теперь постепенно история граффити из чего-то запрещенного, вандального и около-криминального превращается в элемент городской культуры. И отрицать его уже бессмысленно. Так недавно, правительство Москвы иннициировало проект «Энергия мечты» - это граффити-фестиваль, благодаря которому были раскрашены фактически все бойлерные Москвы.

Сам Николай тоже был участником фестиваля. «Заручившись поддержкой муниципалитета и официальной бумагой делал граффити «Добро пожаловать» с символикой своего района. Как же я ждал, чтобы хоть кто-нибудь подошел поругаться, чтобы показать официальное разрешение от чиновников. Но, когда работаешь легально, даже бабушки подходили и восхищались, как красиво. А для меня эта работа имела двойное значение — с одной стороны заказ муниципалитета, с другой стороны приветствие для друга. У нас с ним получилась смена, я уходил в армию, а он возвращался», - говорит Николай.

Да и работа здесь выполняется не ради денег, а для удовольствия, да чтобы на краску заработать. Ведь хобби, кстати, это не дешевое. Один баллончик стоит 180-200 рублей. Для серьезной работы требуется не менее 10 цветов. Да и качество краски очень разное. Например, попробовав нормальную краску, аэрозольными баллончиками для автомобилей уже пользоваться не хочется.

В Москве есть легальные места, так называемые аллеи славы - «Hall of fame», где можно прийти и порисовать. Первая стена появилась на ВДНХ, есть на Арбате, в Марьино. Но, сюда новичок или Той (от англ. toy- игрушка), обычно приходить не рискует пока не отточено мастерство. По негласным правилам настоящий граффитчик не рисует на памятниках, культурных объектах и жилых домах. «Хотя новички, бывает, и на домах пишут, и на памятниках. Но зато сразу видно, кто правил не знает”.

В общем, для молодых людей, которые увлекались рисованием и геометрией - хобби интересное и захватывает сразу. Ребята с баллончиками не кажутся вандалами, не карабкаются по стенам, чтобы заняться творчеством, они делают яркие пятна в сером и унылом пейзаже обыденности. Чтобы можно было просто улыбнуться, не задавая вопрос «зачем».

Словарь граффитчика:

Writer - собственно тот, кто рисует граффити (taggers - те, кто только ставит tag'и и не рисует pieces и не кидает бомбы и иногда не зачисляется в ряды writer'ов. Но если брать по-большому, то всё это - граффити).

Toy - 1) неопытный человек в граффити, желторотик; 2) человек, который в граффити не из-за любви к искусству, а по другим причинам.

Piece - от masterpiece. Рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, дерзость writer'а. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.

Tag - это подпись writer'а. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это чёрный или белый, если используется mean streak (несмываемый белый маркер).

Bomb (или throw-up) - быстрый рисунок. Рисуется краской, зачастую используется 1-2 (иногда 3) цвета. Самые распространённые - чёрный/серебряный (белый) и жёлтый/красный.

Crew - несколько (а порой и очень даже много) writer'ов, объединённых в одну команду. Часто crew состоит не только из writer'ов, но и из b-boys или DJ'z.

To bomb - бомбить. Бросать throw-up на стены, поезда и т. д.

To piece - рисовать кусок (piece).

To bite - копировать чей-то стиль.

Wildstyle - стиль написания букв, в котором всё сведено на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые куски, выполненные в wildstyle, практически нечитаемыми.

Bubble letter - один из самых первых и старых стилей в граффити. Стиль написания букв, где главное - мягкость и объёмность форм. В основном используется для throw-ups (смотри bombing).

Анисимова Полина

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе