Здесь каждый камень – история

Ярославль – в первую очередь город или музей? Можно ли соединить современную архитектуру и памятники старины? Ответы на эти вопросы искал архитектор Анатолий Решитов. Недавно он вернулся из Флоренции с архитектурной конференции, где участвовал в смотре дипломных работ.
Диплом к тысячелетию
Сейчас Анатолия уже сложно назвать «выпускником ЯГТУ». Сегодня он – ассистент кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета. Анатолий Решитов – соавтор проекта строящегося на Горвалу торгового центра «Венга», гостиницы на улице Победы. Но во Флоренции он оказался именно благодаря своей студенческой работе.
Первый раз дипломный проект Анатолия Решитова, соавтором которого стала Алла Седова, был представлен широкой публике год назад – в стенах музея­заповедника проходила выставка преддипломных работ выпускников ЯГТУ. Тема работы Решитова – осмысление Ярославля как города­музея. Тогда наш город жил предстоящим празднованием тысячелетнего юбилея и тема «древнего города, устремленного в будущее» была сверхактуальна. Вот и выпускники факультета архитектуры представили свое видение того, как лучше показать наследие нашего города ярославцам и гостям города. Причем сделать это так, чтобы не люди ходили в музеи, а музеи сами «пришли» к ним.
Анатолий и Алла представили проект превращения улицы Подзеленье и нижнего яруса Которосльной набережной в музейный центр с выставочными залами, медиатекой, арт­галереями. Получилось огромное музейное пространство, где можно не только полюбоваться картинами, но и просто погулять, культурно провести день с семьей.
– Мы с соавтором решили, что не стоит создавать нечто «под старину», – говорит Анатолий Решитов. – Нас вдохновили старые фотографии улицы Подзеленье, где раньше располагались склады древесины, и решили попробовать обыграть это в современной стилистике.
В прошлом году проект представлял собой огромный стенд, на котором были изображены и схемы всех помещений, и внешний вид отдельных павильонов. Во Флоренции же Анатолий презентовал свой проект в цифровом виде. Кстати, он был единственным участником, который представил свою работу именно таким виртуальным способом.

Живопись глазами архитектора
– Это мероприятие во Флоренции проходит традиционно, и всякий раз оно посвящено теме городов-музеев. Ярославль же впервые принял участие в смотре дипломных работ. Дело в том, что раньше у нас тематика не совпадала, – рассказывает Анатолий Решитов. – Организовал мою поездку Московский архитектурный институт (МАРХИ). Всего же в смотре принимали участие около 30 проектов из самых разных стран, были даже дипломные работы из Канады и Филиппин.
Смотр проектов проходил в зале гостиницы, которая расположена в центре Флоренции – всего в нескольких минутах ходьбы от церкви Санта Мария дель Фьори. Молодые архитекторы со всего мира слушали лекции именитых профессоров, делились друг с другом идеями, участвовали в «круглых столах», дискуссиях. Кроме того, для них было проведено несколько экскурсий в музеи. Правда, рассказывали в основном о живописи и скульптуре. Анатолий же хотел посмотреть итальянскую архитектуру.
Для участников смотра из России МАРХИ организовал поездку и по другим городам Италии – Венеции, Риму. Там наши архитекторы тоже посещали художественные музеи.
– Коллекции в музеях богатейшие. Но как же плохо они выставляют картины! Полотна огромные, но их нельзя как следует рассмотреть. Ведь в небольшом помещении совершенно невозможно отойти на несколько метров, чтобы увидеть картину в целом! В наших музеях такой проблемы нет, – заметил Анатолий.

Грац или Венеция?
Смотр и мастер­классы во Флоренции проводит фонд, название которого можно перевести как «Жизнь вне туризма». Этот фонд пропагандирует свое понимание развития города­музея. Есть, например, венецианская модель – согласно этой трактовке город­музей уже давно перестал быть приспособленным для жизни. Это в чистом виде «музей под открытым небом», куда ежедневно приезжают толпы туристов, чтобы увидеть памятники архитектуры. Местных жителей осталось очень мало, и в основном все они работают в сфере обслуживания приезжающих. Фонд такие модели не приветствует, наоборот, считает яркими другие архитектурные концепции, те, которые позволили бы туристам знакомиться с культурой города, страны в целом, а не ограничивались походом по «городу­сувениру».
– В странах Европы уже давно вполне допустимо соседство памятников многовековой давности и ультрасовременных зданий. При условии, конечно, что новое здание гармонично вписывается в пространство города, не диссонирует с его обликом, а дополняет, – рассказывает Анатолий Решитов. – Получается своего рода «время, застывшее в камне», где в одном пространстве соседствует архитектура разных эпох, в том числе и современной.
Кстати, в австрийском городе Грац среди множества памятников XVII века достопримечательностью стало здание, построенное в начале XXI века, – это музей современного искусства. Внешне оно напоминает гигантский стеклянный пузырь с пупырышками наверху. Но самое поразительное в том, что местные жители вовсе не стали возражать против такого соседства. Наоборот, тихий уголок Граца с его средневековыми узенькими улочками превратился в туристический центр, вокруг «пузыря» появились магазинчики, кафешки. Жизнь забурлила, город начал оживать.
У ярославцев же совершенно иной менталитет, свой город многие из нас воспринимают как нечто статичное, неизменное, куда нельзя ничего вписывать в современном стиле. И главным аргументом становится тот факт, что центральная часть Ярославля включена в перечень культурно­исторического наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
Конечно, сохранить наше культурное наследие мы обязаны. Но и ответить на вопрос, какие архитектурные шедевры XXI века мы оставим нашим потомкам в центре города, тоже будет нелишним.
Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе