Жизнь в два яруса

Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.

Общий вид квартала

В марте архитектурное бюро «Атриум» стало одной из 10 команд-победителей второго этапа конкурса на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) иннограда «Сколково». Как известно, этот конкурс проводился в два этапа, собрал в первом туре около 300 участников, из которых вначале отобрали 30, затем, на последовавшем заказном конкурсе – 10 проектов. Предметом проектирования были 15 жилых кварталов, которые, согласно идее Жана Пистра, в плане представляют собой круги разного размера с жильем определенной типологии внутри каждого круга. Во втором туре Вере Бутко и Антону Надточему достался один из малых кругов с таунхаусами. Их проект стал одним из победителей конкурса – это значит, что его предполагается реализовать на данном участке.

Надо сказать, что таунхаусы достались «Атриуму» неслучайно. На первом этапе все участники могли свободно выбирать из трех основных типов жилья, и многие для надежности спроектировали все три: коттеджи, многоквартирные дома и таунхаусы. Бутко и Надточий, участвуя в самом звучном и представительном из российских конкурсов последних лет, с самого начала целенаправленно решили заняться проектированием таунхаусов. Причем именно потому, что эта задача для них достаточно нова: частных домов в портфолио Бутко и Надточего много, многоквартирные здания – тоже есть, а вот со средним звеном работать еще не приходилось. Таким образом архитекторы намеренно усложнили себе задачу, выбрав вместо привычной – относительно новую для себя типологию. В остальном задачу усложнил сам Жан Пистр, который предложил проектировать таунхаусы четырехэтажными, разместив по две двухэтажные квартиры друг над другом.

Такая планировка сама по себе уже нарушает традиционное представление о таунхаусе: частном доме, который занимает минимальной «пятачок» городской территории в ряду подобных ему соседей, обеспечивая жильцам собственный выход на улицу и расширяя свою площадь за счет роста вверх – нескольких этажей, соединенных внутренними лестницами Количество этажей бывает разным от классических двух до четырех и даже шести, но как правило все эти этажи принадлежат одному жилью, твердо стоящему на земле и именно поэтому называемый «хаусом», то есть домом, а не квартирой. По техзаданию Пистра отдельный выход из таунхауса на улицу становится условностью – архитекторам пришлось размещать его на уровне третьего этажа, и в сущности получившиеся блоки можно рассматривать как две двухъярусные квартиры. Впрочем, само по себе понятие «таунхауса» условно: в наше время этот термин нередко используют попросту для обозначения невысокой городской застройки.

Архитекторы бюро «Атриум» с самого начала акцентировали в проекте заданную Пистром двухъярусность композиции: каждое здание уже в их проекте первого тура состояло из пары двухэтажных объёмов, поставленных друг на друга. Поэтому мини-городок стал двухуровневым, перед входами в верхние дома появились площадки, газоны и даже подвесные пешеходные дорожки. Таким образом вход в таунхаусы второго уровня получился не с площадки лестницы, а с зеленой лужайки «висячего сада», квартал делится на два мини-городка: первого уровня и второго уровня. И типология классического таунхауса (не то, чтобы это было важно, но всё-таки) практически не нарушается: все входят домой с улицы, но только некоторые – из сквера второго уровня.

Там же, в проекте первого тура, возникло разделение мини-городка на две части не только по вертикали, но и на две половины «по горизонтали»: условно говоря, на угловатые и круглящиеся дома. Эта тема образно отразила главный тезис всего «большого Технопарка»: как мы помним, Жан Пистр сделал рабочую офисную часть ортогональной, а жилую разбил на круглые кварталы, над которыми собственно и трудились участники конкурса.


Проект, предложенный бюро "Атриум" в первом туре

В итоговом проекте второго тура архитекторам удалось сохранить все названные темы, плотно упаковав их на площади малого круга. Никакая общая дорога не разрезает этот «островок», он спокоен и изолирован, но все равно – условно – поделен на две части. Одну половину формирует подкова первого яруса: вроде бы привычный строй двухэтажных таунхаусов, но выгнутый веером по периметру участка и прорезанный двумя узкими пешеходными дорожками. На первом этаже все входы, прихожие и лестницы компактно сгруппированы со стороны двора, к лесу же обращены большие окна. Здесь же расположены и выступы лестниц, ведущих на площадку верхнего уровня. «Подкова», безусловно, выступает наследником домов-параллелепипедов из проекта первого тура. Это классические, строгие и в чем-то даже брутальные дома, слившиеся в одну ленту, но ничем, в сущности, не нарушающие «классическую» типологию таунхауса. Их планируется облицевать кирпичом, что, надо признать, к месту: «типичные» таунхаусы любят кирпич, ведь их родина – английские и голландские города.

Кровля «подковы» задумана зеленой, и на этой кровле архитекторы разместили три дома-башни – объемы обтекаемой формы, стремящейся к цилиндру (внутри каждой башни по три-четыре квартиры). Стремящейся – потому, что каждый этаж здесь обладает собственным сложным и гибким контуром: выступы, в которых помещены лоджии, плавно переходят в стены «теплого» контура квартир. Этажи отдаленно напоминают обрезанные некруглые средневековые монеты или же неправильной формы мельничные колеса, нанизанные на один стержень. Можно подумать, что две плиты с неровными краями вращались-вращались, пообтесались за время вращения, но не до конца, и так и застыли. Очень даже техногенная форма. Словом, несовпадающие контуры этажей могут напомнить нам фрагменты некоего механизма, причем никоим образом не примитивного, а загадочным образом как будто бы обоснованного физикой, математикой и еще страшно сказать чем – отнюдь не произвольно-скульптурного, что неплохо подходит инновационной теме Сколково.


Фланкирующая башня и подъем на второй уровень двора

Облицевать необычно-пластичное архитекторы собираются тонкими деревянными вертикалями: что подчеркнет изгибы, где-то усилит, где-то сгладит, но заодно уравновесит механистические ассоциации рустическим деревянным аккордом.

Две другие, четырехэтажные жилые башни архитекторы поставили на второй половине круга, уже без брутального основания: них также по два яруса двухэтажных жилищ. Их высокие круглящиеся объемы фланкируют главный въезд на территорию квартала почти как в каком-нибудь средневековом замке. За стену «замка» в этом случае можно принять подковообразный кирпичный корпус. Впрочем, стена не сплошная, гамма жизнерадостная, и никаким средневековьем здесь не пахнет, разве что мелькнет намеком что-то из воспоминаний о турпоездке по Европе и поднимет ненароком настроение.

К слову о настроении: фасады башен решены, как это нередко бывает в проектах Бутко и Надточия, в живописно-позитивном ключе. Башни наделены индивидуальностью и расставлены по контуру круглого участка, как собеседники в тесном кружке – между ними неизбежно возникает диалог. Одна из больших башен и две малые облицованы строгими вертикальными рейками, а их лоджии объединены каким-то одним «фирменным» цветом: зеленым, красным и бежевым. Еще одна большая и она маленькая башня – веселее, их деревянная облицовка мягче и ее прорезают выступы разноцветных коробочек-балконов. Они похожи на семью, где «большие» башни это родители, а малые – два сына и одна дочь.

На «островках»-кварталах Технопарка, по замыслу устроителей конкурса, должны были, помимо жилья, разместиться разные общественные функции. На этом участке архитекторам достались «детский клуб», библиотека, и, конечно же, неизбежная парковка для жителей. Все это авторы расположили в центральной части «островка», превратив ее в «искусственный холм». Который на самом деле вовсе не холм, а несколько зданий, плавная, покрытая травой кровля которых имитирует природный рельеф. По периметру, ближе к домам, там, где зеленая кровля спускается ниже, разместились автомобильный проезд и парковка, в центре, вокруг светового колодца двора – библиотека и «детский клуб». Воронка стеклянных стен, наклоненных к солнцу, позволяют им получить достаточное количество света. Надо ли говорить, зная спроектированные Бутко и Надточим школы, что стеклянные стены, скорее всего, будут цветными, в унисон с разноцветными балконами домов. Внутренний дворик, предназначенный для детей и книг, получается многократного огражденным, спокойным, и в то же время открытым к небу и «прозрачным».


Нижний уровень двора

Таким образом Бутко и Надточему удалось, избежав видимой тесноты, уместить многое на небольшом участке. Для этого архитекторы использовали множество своих излюбленных приемов, которые делают проект узнаваемым: «геологические пласты» бетонных кровель двора; лепные объемы, строго мотивированные функцией и все же заведомо гибкие, несмотря на некоторую массивную материальность; неизменное разноцветье и многообразие фактур. Все вместе связано плотно сплетенным архитектурным сюжетом, и человек с воображением может разглядеть в этом квартале либо сказочный замок, либо механизм, прорезавшийся сквозь почву и замерший – вероятно, в ожидании будущих инноваций.

текст: Юлия Тарабарина, Татьяна Шовская


Второй уровень двора


Вид из проема в пандусе


Вид на квартал с противоположной от въезда стороны


Фрагмент генплана жилых кварталов Сколково


План квартала


Поэтажный план одной из башен


Поэтажный план блокированной части с надстройкой


Разрез


Планшет с проектным предложением, победившим в первом этапе конкурса

Агентство Архитектурных Новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе