Жизнь в стаканчике с карандашами

За несколько дней до празднования 1000-летия мне довелось назначить деловую встречу на Богоявленской площади. Прохаживаясь, я поймал себя на ощущении неуюта. На просторной площади было тесно и странно, я чувствовал себя маленьким жучком, случайно упавшим в набитый карандашами стакан. Догадавшись о причине дискомфорта, я пересчитал столбы, которыми была густо утыкана Богоявленская. Их было 60. На одной площади – 60 столбов!









фотограф Ирина ПИЧУГИНА

ОТ ИМЕНИ ПРОСТОГО ПРОХОЖЕГО

Что делает города великими, позволяет им расти и хорошеть? В первую очередь — имидж. Город, название которого у всех на слуху, может рассчитывать на внимание федеральной власти, деньги инвесторов, интерес туристов. Поэтому любой город мечтает, чтобы именно в нём проводились международные форумы, партийные съезды, спортивные чемпионаты, гастролировали «звёзды», снималось кино.

Кстати, о кино. Значительную часть фильма «Сибирский цирюльник», который в рекламе не нуждается, Никита Михалков планировал отснять в Ярославле. Но когда съёмочная группа осмотрела наш город, то число «ярославских» эпизодов резко сократили. Из одного из главных мест создания культового фильма Ярославль превратился лишь в «точку очередной командировки» из тех, названия которых забывают сразу после сдачи в бухгалтерию отчёта о проживании в гостинице. В чём причина падения интереса киношников к нашему городу? А в том, что кругом провода, рекламные щиты и — столбы, и масштабной исторической натуры тут не воссоздать!

Нет, никто не предлагает вернуться к печному отоплению и конным экипажам. Современная жизнь без троллейбусов, Интернета, да, пожалуй, и без рекламы (в разумных количествах) была бы страсть какой неудобной. Однако 60 столбов на одной площади в самом сердце города — это всё-таки перебор!

— Ну что ты, зануда, прицепился к этим 60 столбам? — сердито спросит ярославский патриот. — Не понимаешь, что ли? Предъюбилейная горячка была, вот и навтыкали лишних столбов, а сейчас всё приведут в порядок, всё лишнее демонтируют!

Согласен. Уже сейчас на Богоявленской столбов гораздо меньше. Работают монтажники, переносят провода с временных опор на постоянные, приводят нашу Богоявленскую в приличный вид. Однако проблема-то не сосредоточена на одной отдельно взятой площади!

Вот на углу улиц Свободы и Собинова столб стоит прямо на дороге, рано или поздно чей-нибудь автомобиль в него врежется неизбежно. На площади Волкова не меньше двух десятков опор для контактной сети троллейбусов. А плюс к ним шесть столбов для рекламных растяжек. И эти примеры — лишь капля в море. Перечислить все конкретные точки, где поверхность ярославских улиц утыкана разномастными столбами, как мишень дартса дротиками, невозможно чисто технически: всё-таки газета — это не Большая Советская Энциклопедия, места может не хватить. Однако и без полного списка проблема видна невооружённым глазом.

В центре города столбы различных назначений часто дублируют друг друга. Там, где можно было бы обойтись скромным изящным столбиком небольшого сечения, вкапывают монстра чуть ли не в полтора обхвата. Кстати, такие круглые «колонны» очень удобно обклеивать «пиратскими» объявлениями, что народ и делает, превращая городское пространство в коробочку пёстрого хлама.

Эффективно бороться с «левыми» объявлениями можно лишь двумя способами: использовать небольшие столбы некруглого сечения как, например, на улице Трефолева, (на них всякую чушь просто неудобно клеить) или обёртывать круглые (столь любимые нашими архитекторами) столбы сеткой-рабицей. Но, во-первых, сетки на все столбы не хватает, а, во-вторых, обёрнутый сеткой толстенный столб выглядит и вовсе вызывающе и отталкивающе, вроде космической зенитки из голливудских «звёздных войн».

Кое-где столбы стоят посреди тротуара, кое-где и на проезжей части. На некоторых перекрёстках (например, на переходе у театра имени Волкова) в дополнение к двум светофорам добавляют нависающий над дорогой светофор-«гусак». Опрос профессиональных шофёров показал, что водители считают такие избыточные меры укрепления безопасности движения бесполезными. Зато неба уже просто не видно, о перспективе улиц и прочих городских красотах тоже можно забыть.

Зачастую и попытки включить дизайнерскую мысль оказываются неуклюжими и портят город. Так, улица Свободы уставлена столбами «с претензией» — прямоугольного сечения, тоненькими. Они осветительные — на вершине каждого укреплён круглый светильник. Такой высокохудожественный ход был бы хорош, если бы эти фонари… хоть что-нибудь освещали. Сами они маленькие, расположены высоко, и света от них — как от зажигалки, что и превращает стильные столбики из украшения улицы в досадную помеху взгляду.

В общем, неразбериха, полное отсутствие заботы о красоте городского пространства, сплошное столботворение.

Конечно, не всё плохо и безнадёжно, есть и положительные примеры. Скажем Флотский спуск, оформленный красивыми и отлично работающими фонарями. Улица Нахимсона на протяжении от улицы Андропова до Богоявленской площади — одна из самых светлых улиц города, где вообще нет ни одного столба — все фонари укреплены на растяжках. Возможности растяжек довольно велики — они есть даже на Бутусовском бульваре и на Революционной улице, где расстояние от дома до дома весьма немаленькое, и ничего — держат, не рвутся. Но таких приятных — светлых, удобных, и не утыканных столбами мест в центре Ярославля, увы, меньшинство.

Создаётся впечатление, что люди, которые за установку столбов зарплату получают, не понимают, что современный город — это место, где тесно по определению, и использование любой возможности дать взгляду прохожего немного простора и красоты — это и есть уважение и любовь к ярославцам и Ярославлю.

Но что же скажут сами профи-специалисты, те, для кого именно любовь к родному городу — это профессия?
ПРОБЕЖКА ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ

В департаменте архитектуры и развития территорий города откровенно удивились просьбе о беседе со специалистом, отвечающим за размещение столбов, и посоветовали обратиться в департамент городского хозяйства.

Специалисты департамента городского хозяйства удивились меньше, видимо, всякое приходилось слышать от ярославцев, но вежливо уточнили, что интервью по любым вопросам можно получить только у начальника департамента или его заместителей (в крайнем случае — с их разрешения). Столь высокая степень секретности в таком мирном деле, как городское хозяйство, скорее всего, уже является показателем наличия проблем, которые лучше не делать достоянием гласности. Если это так, то следить за тем, украшают или уродуют город легионы столбов, скорее всего, некому.

Попытки получить информацию по неофициальным каналам позволили выяснить, что технические условия (то есть разрешения) на установку столбов должны согласовывать… в департаменте архитектуры. В том самом, где вопросу о столбах так свежо удивились.

Круг замкнулся. А лес столбов остался торчать, густеть и украшать наш древний город.
НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЁ НА РУСИ СПЕЦИАЛИСТЫ

Опрос специалистов-практиков несколько скорректировал негативный взгляд на проблему. В управлении ГИБДД пояснили, что установка опор и дорожных знаков производится в соответствии с ГОСТами (не менявшимися с 1991 года). 90-е, которые сегодня с таким удовольствием называют «лихими», сваливая на «лихолетье» половину недостатков нашей экономики, и впрямь были временем непростым. Поэтому есть сомнения, что принятые в эти годы ГОСТы так уж хорошо отражают требования изменчивого времени.

Но Бог с ним, с позорным прошлым. Нашлись свидетельства и из настоящего, профессионалы, знающие проблему не понаслышке, видят её под другим углом, более ясно и подробно.

Главный инженер МУП «Яргорэлектротранс» Сергей Иванов в отличие от делопроизводителей городских департаментов сразу понял, о какой проблеме идёт речь, и, не ограничившись телефонным комментарием, лично приехал в редакцию, что в наше время построенной по ранжиру свободы слова уже дорогого стоит.

Сергей Валерьевич пояснил, что установка вертикальных опор строжайше регламентирована СНиПами. Он уточнил, что «Яргорэлектротранс» и «Яргорэлектросеть» тесно сотрудничают и при любой возможности стараются не увеличивать количество опор в городе, а укрепляют на одной и той же и троллейбусные провода, и освещающие улицы фонари.

Во время реконструкции Московского проспекта была достигнута также договорённость с ГИБДД, удалось свести воедино два СНиПа и развесить дорожные знаки прямо на столбах контактной сети, что спасло проспект от установки как минимум нескольких десятков лишних столбов.

На идею замены опор растяжками Сергей Иванов смотрит критически. Весь центр города — охранная зона ЮНЕСКО, многие дома находятся в частном владении, и вбивать крюки в их стены — предприятие непростое. Многие владельцы и жильцы домов, к которым уже прикреплены растяжки, жалуются и просят их убрать. Также есть сомнения у главного инженера и в целесообразности упрятывания всех коммуникаций под землю: оптико-волоконная сеть, подвешенная на уже существующих столбах, в разы дешевле, чем подземная, намного доступнее для ремонта. После двух памятных отключений пользователей Интернета из-за ошибок при предъюбилейной реконструкции, да если учесть, что однажды без Интернета едва не осталась даже мэрия, аргумент в пользу наружных столбов-опор весомый.

Просто так там, где левая нога захотела, ни одной опоры, по словам Сергея Иванова, не установишь — как муниципальное предприятие, «Яргорэлектротранс» работает в жёсткой системе муниципального заказа, проекты установки опор проходят всестороннюю экспертизу. Состыковка с другими коммуникациями (их под городским асфальтом скрывается около двух десятков) — тоже дело крайне сложное. Фактически главный вопрос установки (или исчезновения) любого столба — это вопрос состыковки СНиПов, по которым работают разные ведомства.

Однако даже столь аргументированно обосновывая продуманность и необходимость того, что неспециалисту может показаться «лесом» не очень нужных и очень некрасивых конструкций, Сергей Иванов не стал скрывать, что при реконструкции дорожной сети были допущены ошибки — некоторые опоры «забыли» на дороге, некоторые — на тротуаре, хотя ни там, ни там им не место — по тем же СНиПам 60 — 80 сантиметров между краем тротуара и опорой оставаться должно. (Как совместить требования СНиПа с наглухо, до бордюров заасфальтированными, то есть превращёнными в сплошной тротуар газонами, нам, простым смертным, не понять.) Дело приведения города в порядок осложняется тем, что реконструкция ещё не завершена. По мнению Сергея Иванова, привести всё в порядок «процентов на 90» можно успеть самое раннее к новогодним праздникам. А оставшиеся 10 процентов — это уже будни, текущий ремонт.
ПЛЮС, ПЛЮС, ПЛЮСИ НОВЫЙ ГОД

Над Ярославлем протянуто 120 — 130 километров контактной сети (по СНиПам расстояние от опоры до опоры — это всего лишь 30 — 50 метров). Сколько вертикальных опор требуется — несложно сосчитать. Плюс жёсткие СНиПы по освещённости улиц. Плюс стремительно развивающийся Интернет. Плюс плодящиеся дорожные знаки и светофоры. Плюс реклама. Плюс, плюс, и нет этим плюсам конца, а резюме одно. Столбы (да простят меня профессионалы за то, что я так по-простому обзываю любезные их сердцу «вертикальные опоры») — это целый «город в городе», с ними надо работать много и с душой. Не искушённый в технических тонкостях прохожий, набив шишку о знак перехода в Депутатском переулке, с удовольствием спилил бы их все под корень и был бы неправ. Да и то не получится.

А что получится — увидим. До Нового года не так уж долго.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе