115 лет назад в Санкт-Петербурге открылся первый российский Государственный художественный музей

115 лет назад, 19 марта 1898 года в Петербурге открылся первый в России Государственный музей русского изобразительного искусства. Национальная сокровищница – Русский музей – был основан по указу императора Николая Второго. Сегодня это – уникальное хранилище художественных ценностей насчитывает более четырехсот тысяч экспонатов. Здесь представлены все исторические периоды и тенденции русского искусства более чем за тысячу лет.

В весьма типичном для Петербурга здании – в Михайловском дворце – на исходе XIX столетия появляется нетипичный для этого города музей. Столица Российской империи всегда созидалась на европейский манер. Но Александр Третий задумывается здесь о национальной культуре. И хочет создать музей русского искусства.

По легенде император впервые озвучил эту идею, покупая на выставке передвижников картину Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Воплощать мечту отца будет уже Николай Второй. В день открытия музея он первым распишется в книге почетных посетителей. Среди уникальных свидетельств времени здесь также хранятся краски Павла Филонова и раковина Михаила Врубеля, та самая, которая вдохновила его на создание многих произведений и в живописи, и в керамике.

На старинной фотографии – образ первого смотрителя в униформе. Тогда брали лишь тех, кто почитал за честь служить в таком музее. Его основатели понимали, что рассказ о русском искусстве начинать надо с иконописи. Сегодня иконы реставрирует один из самых крупных и хорошо оборудованных отделов музея. Из Тихвинского монастыря привезли сюда Троицу Ветхозаветную. Впервые за десять лет – такую большемерную икону. Но специфика не только в размере.

«Она не характерна для русской живописи – из-за техники исполнения, – поясняет реставратор Дмитрий Пейчев. – Здесь очень много использовано цветных лаков, то есть, например, вот горки написаны с использованием этих лаков, которые без микроскопа мы бы никогда не увидели».

Они работают под микроскопом последней модели со встроенной фотокамерой. Все этапы раскрытия слоёв иконы фиксирует микросъемка. Новейшие электронные технологии помогли не только оборудовать мастерские и музей, но и создать виртуальные филиалы музея по всей России. С помощью специальной программы погулять по залам теперь можно и в сельской школе, и даже на станции в Антарктиде.

«Увеличивается количество тех людей, которые где-то в далеких местах и точках побывали в электронном Русском музее, – говорит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. – В нем можно провести ни один месяц, выбирая темы, маршруты и т.д. Но они хотят приехать в реальный музей, чтобы ощутить реальную атмосферу, посмотреть на подлинники».

Главное, подчеркивает Владимир Гусев, «никакие технологии не должны стать суррогатом, замещающим знакомство с оригиналами и работу с живыми людьми». Очень востребованными оказались новые экскурсии специально для беременных женщин. Приучают маленьких слушать про Брюллова ещё в мамином животе. А рядом малыши старательно вырисовывают кораблики, подражая Айвазовскому.

Чтобы о Васнецове, Иванове и Серове знали не только дети в России, музей устраивает выставки по всему миру.

«Вот сейчас мы открыли выставку в Брюсселе – «Кандинский и Россия». И в Маастрихте – в Голландии», – рассказывает Владимир Гусев.

В ближайшем будущем музей выступит посредником между Лувром и отечественными меценатами, чтобы в коллекции этого крупнейшего музея появилось русское искусство. Ведь оно в принципе плохо представлено в мировых собраниях. Но вот в самом Русском музее иностранных посетителей встречаешь немало. Француженки, китаянка и поклонница Малевича из Нидерландов:

«Мы открыли для себя потрясающих ваших художников – Серов, Венецианов».
«Шишкин и Айвазовский – очень нравится. Сегодня только посмотреть их».
«Я фанатка русских конструктивистов. Так счастлива, что, наконец, добралась до Петербурга!»

Сегодня – частью Русского музея являются Строгановский и Мраморный дворцы, Инженерный замок и домик Петра Первого. Недавно присоединили Летний сад. Территория теперь огромна. Но главное по-прежнему – соответствовать общей идее. Издатель журнала «Отечественные записки» ещё во времена зарождения Русского музея писал: «Нет в свете земли, которая бы имела способы, равные России, для составления столь разнообразного и богатого отечественного музеума».
Видео
Новости культуры
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе