9 работ из собрания Ярославского художественного музея отреставрировали

9 графических произведений известных авторов, в том числе акварель ярославны Веры Кузнецовой-Кичигиной, вернулись в хранилище художественного музея.

Работы восстановили в одном из крупнейших в стране реставрационных центров. Сколько ушло времени и как связана наша землячка с Китаем, узнала моя коллега Анна Лазоркина.


Девять графических листов XIX-XX веков – акварель, рисунок, гравюра – в том числе таких известных мастеров, как Саврасов, Рудаков, Нерадовский – вернулись в музей после полугода реставрации. Подарил вторую жизнь произведениям из собрания Ярославского художественного музея Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Все этапы восстановления работ специалисты задокументировали в реставрационном паспорте.

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея:

«У нас с центром Грабаря очень давние и очень тёплые взаимоотношения. Это вот как такой заботливый старший партнёр».

Здесь есть работы разные работы и более и менее известных авторов, но все они нам очень дороги, и они всегда для Грабаря отбираются по принципу особой ценности. Они, безусловно, в ближайшее время войдут в выставочные или информационные обзоры».

За все годы сотрудничества с реставрационным центром в порядок привели более 500 работ ярославского музея. Сегодня в ряду возвращенных к жизни – акварель кисти известной в Ярославле Веры Кузнецовой-Кичигиной «Жилище бедняков на реке Жемчужной». Она написана ровно 80 лет назад, в 1932 году в Китае, где художница родилась, жила и работала.

Татьяна Лебедева, главный хранитель Ярославского художественного музея:

«Она привезла много акварелей, и у нас большое количество ее работ. Но одна находилась в совершенно аварийном состоянии. Её не брались реставрировать в других местах. Эта вещь - она практически рассыпалась на отдельные фрагменты. Вера Емельяновна, сама художник, сама пыталась её реставрировать. Она подклеивала её на другую бумагу, но подклеивала неправильным клеем».

Акварель Веры Кузнецовой-Кичигиной выполнена на тонкой рисовой бумаге. Это тоже осложнило работу реставраторов.

Не менее интересная история и у обновлённого рисунка Алексея Саврасова «Пейзаж с деревьями». Изначально автор листа был неизвестен, но сотрудники музея по манере исполнения, по характеру пейзажа и, конечно, по автографу, атрибутировали работу Мастера. Однако дарственная надпить на обороте по-прежнему остаётся загадкой «На добрую память Павлу Ивановичу». Кем он приходился художнику? Графика очень капризна. Хрупкий бумажный лист разрушаем даже дневным светом, поэтому акварели, рисунки, гравюры выставляют в музейных залах на очень короткий срок. Будем ждать выставки с участием этих работ, которые благодаря ювелирному труду реставраторов обрели вторую жизнь.

Автор
Анна ЛАЗОРКИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе