Абстрактное искусство пропаганды

Михаил Трофименков о выставке, посвященной самой художественной спецоперации ЦРУ

Выставка "Прерванное искусство" стала мировой сенсацией, казалось бы, без причин. Ну демонстрируют университеты Алабамы, Джорджии и Оклахомы картины 1930-1940-х из своих собраний. Купленные по дешевке в 1947 году, они стоят ныне $14 млн.  

Молодцы, что сделку провернули, но с эстетической точки зрения ничего особенного не приобрели. Всемирно известна лишь Джорджия О'Кифф: ее сладострастные цветы и лошадиные черепа в 1947 году уходили по $50. Экспрессионист Бен Шан, абстракционисты Артур Доув и Адольф Готлиб — классики национальные. Модернизм в США еще скромен и вторичен. Через пару лет абстрактные экспрессионисты Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг вырвутся в мировые звезды, но пока к абстракции движутся единицы. Прочие оглядываются на фовистов, Шагала, Миро, де Кирико.

Фото: courtesy Walker Art Center, Minneapolis

Забудьте про эстетику. Выставка — дивный анекдот об одной из первых спецопераций ЦРУ.

Абстракционизм в СССР клеймили как секретное оружие империализма, что казалось мракобесием. Да, в 1968 году опозорился Конгресс за свободу культуры — созданный в 1950 году "антитоталитарный" фронт интеллектуалов. Выяснилось, что его оплачивало ЦРУ, используя "конгрессменов", того же Генриха Белля, втемную. Но там речь шла о войне идей, а абстракционизм безыдеен, если не революционен: модернизм по старинке еще ассоциировался с левыми идеями.

Эпизод из фильма Тима Роббинса "Колыбель будет качаться" (1999), где Нельсон Рокфеллер плел с папским нунцием заговор — раскрутку абстрактного экспрессионизма в пику революционному авангарду,— казался гротеском, хотя слухи, давно ходившие по музеям мира, подтвердили в 1995 году ветераны ЦРУ. Да, "контора" была главным меценатом абстракционизма, оплачивала прогремевшие в Европе выставки "Шедевры ХХ века" (1952), "Современное искусство в США" (1955), "Новая американская живопись" (1958-1959). Ну и еще там по мелочи: 800 газет и журналов, мировое турне Бостонского симфонического оркестра, гастроли труппы Баланчина и джазменов, анимацию "Скотный двор" по Оруэллу. Всего не упомнишь.

Художники не догадывались о роли ЦРУ: его инструкции велели держать на "длинном поводке" этих анархистов и запойных алкашей. Деньги шли через подставные фонды. Рокфеллер был одним из моторов спецоперации. Его мама, основавшая Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА) — он так и называл его "мамочкиным музеем",— говаривала: "Красные перестанут быть красными, если мы признаем их как художников". Он сам искренне любил абстракционизм — "живопись свободного предпринимательства",— который действительно стал "официальным искусством" финансовой элиты.

МОМА и ЦРУ — пересекающиеся структуры. Один из отцов ЦРУ Уильям Пейли состоял в дирекции международных программ музея, а возглавлял ее сотрудник Управления стратегических служб (УСС), колыбели ЦРУ, Джон Хей Уитни. Исполнительный секретарь МОМА Том Брейден возглавит отдел ЦРУ, отвечавший за культуру.

Возможно, на мысль использовать модернизм в холодной войне ЦРУ навел товарищ Жданов, открыв в 1946 году вторую кампанию по борьбе с формализмом. Первая (1936 год) не отразилась на авангардистской культурной политике Коминтерна. Теперь же Морис Торез транслировал братским партиям московскую волю: поднять знамя соцреализма. Творчество левых художников теперь помимо их воли доказывало, как выразился заместитель госсекретаря, что "только при демократии, где личность всесторонне развивается, подобное искусство не только дозволено, но и поощряется".

Пока у ЦРУ "не было других художников", оно замыслило выставку "Продвижение американского искусства": ее экспонаты как раз и представлены на "Прерванном искусстве". Госдеп по советам лучших экспертов купил 117 работ 69 художников за $50 тыс. Их по частям должны были экспонировать в Восточной Европе, Латинской Америке и Китае, а пока выставили в музее Метрополитен: крупнейший критик Клемент Гринберг восхитился "лучшей выставкой такого рода в Нью-Йорке за многие годы".

Ее сверхзадачей была еще и модернизация образа американских правых: заслужив репутацию тупых и злобных куклуксклановцев, они тупо и злобно ее поддерживали, развязав в 1946 году охоту на "красных ведьм". Ситуация сложилась бредовая. ЦРУ покупает остросоциальный "Голод" Бена Шана, почти что коммуниста, Сенат заносит его в черные списки, ФБР таскает на допросы. В списки занесен Аарон Копленд, но ЦРУ вывозит его на фестиваль додекафонии в Париже (1952).

Дело не только в цинизме ЦРУ, творчески использовавшего опыт Коминтерна: в 1930-х беспартийные звезды, участвуя в культурных акциях Народного фронта, становились "агентами влияния" компартии, теперь "агентами" антикоммунизма стали модернисты. Трудно поверить: не только Госдеп, по мнению сенатора Маккарти, кишевший советскими агентами, но и ЦРУ слыло тогда — на фоне гуверовского ФБР — гнездом либералов. В УСС так и вообще работала уйма коммунистов.

Короче, ЦРУ получило по полной: "самые умные", понимаешь, нашлись. Пресса взбесилась: Метрополитен пропагандирует "антиамериканское искусство". Look посвятил выставке разворот: "Эту живопись купили на ваши деньги". Обвинения варьировались от "мрачность выставки оскорбляет народ-победитель" до "имена у художников нехорошие": Кантор, Кун, Леви, Маргулис, Ратнер, Зербе и, господи помилуй, Бен-Сион.

Жалобы в Госдеп накатали Лига американских художников (выставка нерепрезентативна, на ней не дышит "наша почва") и комитет по ассигнованиям Палаты представителей. Президент Трумэн подытожил, что твой "корифей искусств" товарищ Сталин: "если это искусство, то я готтентот". Госдеп постановил: ни один художник, подозреваемый в том, что был "попутчиком" компартии — таковыми считали всех сторонников покойного Рузвельта,— не выставляется за государственный счет, выставку отменить и распродать, дав приоритетное право покупки университетам.

Распродали, выручив $5544.

Спецслужбы в 1950 году возродили культуртрегерские проекты, благодаря гениальному организатору Майклу Джоссельсону, выходцу, как и его соратник, композитор Николас Набоков, из УСС. Но пока что злобные и тупые отстояли свою репутацию.

Мораль презабавна. Вопреки идее о том, что "сто цветов" расцветают, когда культура подчинена воле рынка, в США, якобы доказавших верность этой идеи, культурные прорывы состоялись лишь благодаря щедрой поддержки государства: администрации Рузвельта в 1930-х и ЦРУ в 1940-х.

www.artinterrupted.org

Михаил Трофименков

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе