Актуальные художники пустились в путь-дорогу

В галерее Photohub_Manometr в центре дизайна Artplay открылся выставочный проект «Путь-дорога». Специально для выставки новые работы представили шесть художников — это живопись, фотографии, комиксы, инсталляции и перформанс. Чуть-чуть эпатажа, чуть-чуть технического гения, чуть-чуть мазохизма и чуть-чуть традиции — таков, на первый глоток, рецепт этого коктейля. В голову не ударит, зато даст материал для трактовок.
Проект Яны Сметаниной «Мысли в дороге» — графические комиксы: черная и синяя краска, прямо по рисунку — авторские комментарии или произнесенные героями фразы.

— Это зарисованная история, где реплики (иногда бытовые, иногда абсурдные) и персонажи взаимодействуют, — говорит Михаил Сидлин. На его любимой работе из этой серии девушка положила голову на руки: «Просто никто тебя не хочет, дура», — гласит то ли приговор автора, то ли неутешительная фраза из внутреннего монолога.

Дмитрий Каварга — художник направления сайенс-арта — делал свою работу в соавторстве с лабораторией робототехники Политехнического музея. Посреди зала подвешен на ниточках огромный черный ящик-гроб. Внутри ездит камера: чтобы привести ее в движение, зритель должен влезть на шаговый тренажер и «пойти по пути самопознания». На экране камере и зрителю встретится всяческий мусор, фигуры людей разных эпох, истлевшие трупики животных, а в конце — собственное удивленное лицо: камера вернется к тому, кто ее двигает.

— Чем дальше идешь по черному коридору, тем более странные фантазии встретятся, но это способ познать себя, — сказал «Известиям» художник Дмитрий Каварга.

Глеб Косоруков путешествовал с фотокамерой по Золотому кольцу России и мог бы один составить выставку «Дорога», но для проекта дал только снимки из Сергиева Посада. Они занимают целую стену: фрески из храмов, очереди, собаки, портреты детей, голубиные стаи. Некоторые карточки напечатаны в большом формате, другие — рядом — совсем маленькие. Зрителю приходится то отступать от работ, то присматриваться вблизи, и это движение дает трехмерный эффект.

Один из самых именитых участников выставки — Сергей Братков — посвятил работу гонкам «Формула-1»: в центре отдельного зала перевернут пластмассовый мусорный бак, на нем — перевернутый оранжевый конус-знак, который служит вазой со льдом для плоской картонной бутылки шампанского. Фоном для этого «памятника» стала жесткая графика: красный бык покрывает черную лошадку, то есть Red Bull самоутверждается над Ferrari. На табличке рядом написано, что работа называется «Красный барон» и посвящена Михаэлю Шумахеру. Однако сам Братков впервые прочел эту табличку при корреспонденте «Известий» и удивился: он и не знал об оммаже гонщику.

— Это размышление о культе победы: тут и шампанское, и мусор на обочине, — сказал куратор Михаил Сидлин.

— В гонках неуместна галантность: здесь не уступают дорогу, а резко оттирают друг друга. Колесо в одну сторону, гонщик в другую — болиды сталкиваются… Мусорный бак похож на опрокинутую колесницу с древнегреческой вазы, — сказал «Известиям» Сергей Братков.

Елизавета Морозова — один из первых перформансистов России и автор единственной в стране диссертации об отечественном перформансе — на открытии выставки ходила босиком по битому стеклу в ночной рубашке, читая вслух отрывки из личных дневников разных лет. Вскоре документация перформанса (фото и видео) станет экспонатом выставки.
— Современное искусство подчас болезненно. Чаще в психологическом плане, но иногда и физически, — прокомментировал куратор Михаил Сидлин.

Исследует собственную уязвимость не только Морозова, но и живописец Евгения Мальцева. Она посвятила живопись автобиографической теме: как-то лежала в больнице с больной ногой и в это время просила благословения на выставку «Духовная брань» у священника. Когда батюшка пришел к ней в больницу, оказалось, что у него такие же проблемы со здоровьем.

— Художница увидела в этом смысл, превосходящий простое совпадение, и использовала в живописи рентгеновские снимки своих коленей и рук. Из снимков рождается вдохновение — кто бы ведал, из какого сора или из каких травм появляется произведение.

 До 7 января вход на выставку свободный.

Фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе