Элегическая тишина Борисова-Мусатова

К 150-летию со дня рождения великого русского живописца.

14 апреля исполняется 150 лет со дня рождения Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, одного из самых лиричных и загадочных, мистических русских художников. О нем писатель Владимир Станюкович образно заметил, что мастер, рано ушедший из жизни, оставил нам «тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни».


…Классе в шестом-седьмом мы писали сочинение по картинам «Март» уже известного нам Левитана и «Мальчик с собакой» неизвестного нам Борисова-Мусатова. С тех пор я благодарен своей учительнице русской словесности белгородской школы № 19 Наталье Георгиевне Колодкиной, которой уже нет на этом свете, за прививки прекрасного, сохранившегося со мной на всю жизнь — как в культурном, вкусовом, так и в эмоциональном планах. Эта пронизанная световыми импрессионистическими пятнами картина с обнаженным ребенком в удивительной красной шапочке и со спящей белой собакой осталась во мне навсегда. С отрадой узнавания я потом всякий раз встречал ее в постоянной экспозиции Харьковского художественного музея…


Борисов-Мусатов стремился осуществить в своих полотнах романтическую мечту о прекрасном мире, в котором человек сливается с природой в гармоничное единство, и создал идеализированный образ реального мира, преображенного внутренним видением и грезой; это мир, обретающий опору в прошлом.


«Это особое аутистическое отношение к реальности объясняется тем, что аутист чувствует подлинной реальностью не материю-действительность, а вечный, бесконечный, изначальный Дух...», — писал критик уже в конце ХХ в., спустя почти век после ухода художника.


Виктор Мусатов родился в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего. Родители его были из числа бывших крепостных. Еще в трехлетнем возрасте мальчик получил тяжелую травму позвоночника, из-за чего у него стал расти горб. С шести лет — увлекся рисованием, а с четырнадцати был отдан в реальное училище. Точные науки давались ему плохо, но по рисованию всегда было «отлично». С большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. Одна из ранних работ Мусатова, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, — картина «Окно».


В 1890 г. Виктор поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. При поступлении представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени горячо любимого деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины.


Всю жизнь он страдал от болей в спине и не всякий климат ему был полезен, по этой причине и покинет потом Академию художеств Санкт-Петербурга. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал саратовский литератор А. Федоров. (Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья приведут к тому, что в 1905 г. 35-летний художник скончается.)

Обучался Мусатов у Василия Поленова в МУЖВЗ (1890–1891 и 1893–1895), а также в Академии художеств (1891–1893) и позже три зимы (1895–1898) в Париже в частной мастерской «Ателье Фернана Кормана» (там же учился и Николай Рерих). Технику рисунка совершенствовал в мастерской Павла Чистякова.

Эта, условно говоря, «двойная кровь» в стилистике — поленовская и французская импрессионистическая — чувствуется в работах Борисова-Мусатова, особенно ранних. Позже он склонится к русскому символизму, который в те годы охватил не только художников, но и философов и писателей.

Любимой темой Борисова-Мусатова станет изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. Но для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, тогда как для Борисова-Мусатова свелся к духовным поискам.

Уже в 1894 г. молодой живописец представил несколько своих полотен на XVII Московской ученической выставке. Одно из них, «Майские цветы», купила Великая княгиня Елизавета Федоровна. На полученные средства Борисов-Мусатов отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся в ней, а в более зрелом творчестве мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.


Создав неповторимый стиль для пейзажей, который характеризуют как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, живописец старался воплотить в полотнах свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы.


Его картины были столь чарующе «красивы и мелодичны», что их называли элегиями.

Из Парижа каждый раз летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 г. в портрете сестры Елены Мусатовой. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 г., а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

Сложное финансовое положение вынудило Борисова-Мусатова окончательно вернуться в 1898 г. в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище».

Биографы отмечают, что изображению усадеб прошлого поспособствовало посещение ветшающих имений в Зубриловке, Слепцовке, других имений в окрестностях Саратова, подмосковной усадьбы Введенское.


Картины и грезы о прекрасных дамах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного, уходя от века железного капитализма, нагрянувшего тогда в Россию. «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве», — признавался мастер.


Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой» (1898). В дальнейшем художник нередко писал портреты сестры и супруги. Специально для этой картины для сестры было сшито старинное платье, это помогло художнику выразить свою ностальгию. Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ. В «Автопортрете с сестрой» впервые обнаружилось стремление Борисова-Мусатова представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно.

В этой картине создан образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, а на заднем фоне изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, мастер ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Вслед за этим художник создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония», запечатлев на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII в.

Подлинный расцвет творчества Борисова-Мусатова произошел в начале ХХ века, когда мастер достиг зрелости, утвердился в живописной манере и выбранной тематике. Именно в это время он создал такие ставшие знаменитыми картины, как «Весна», «Гобелен» (обе —1901), «Водоем», «Изумрудное ожерелье» (1903–1904), «Реквием» и ряд других, в которых использовал пастель, акварель или темперу больше, чем масло.

В «Весне» Борисов-Мусатов отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Эта работа обозначила новый этап в его творчестве.


Зубриловку, старинное имение князей Голицыных-Прозоровских, Борисов-Мусатов посетил в том же 1901-м году. Хозяева редко приезжали туда, поэтому усадьба и парк приходили в запустение. Художник чувствовал, что вместе с имением уходит в прошлое целая эпоха.


После этой поездки мастер написал картину «Гобелен». На ней он изобразил двух женщин-аристократок в усадебном парке — в последние дни жизни помещичьего дома. На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, автор получил поощрительную премию.

В том же имении спустя год мастер написал полотно «Водоем» (1902). Для эскизов и картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Картина «Водоем» показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех, была признана шедевром русской живописной школы и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки». На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляют по пустынному усадебному парку. «Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил живописец.

Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени — женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.


Выполненные в пастельных тонах полотна «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» на десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».


В конце 1903 г. Борисов-Мусатов переехал в Подольск, где писал по шесть-девять полотен в год. В частности, пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Занимался и монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

Однако в России его картины мало выставлялись и редко покупались, материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его избрали членом французского Национального общества изящных искусств.

Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: энергично занимался устройством выставок в Москве и Санкт-Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Активно участвовал в выставках, среди которых были также выставки столичного Общества любителей искусств, общества «Мир искусства».

В Подольске он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника. Многие молодые художники, в том числе П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, Н.С. Уткин, А.Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя.


В начале 1904 г. владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией в Берлине и Гамбурге, потом в Париже персональных выставок, которые вызвали восторженные отклики европейских критиков.


К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не поменяло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры почти не покупали его работ, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости Валентина Серова, приобрела у него картину и два эскиза лишь однажды.

Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Биографы мастера сообщают, что исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, но и реализовать тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах.

Предложенную тему «Четыре времени года» он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Были сделаны акварельные эскизы, однако до росписей по неизвестным причинам дело так и не дошло.

Вскоре художник переехал в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил акварель «Реквием», намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике.


Увы, «Реквием», написанный в память об умершей Надежде Станюкович, стал последней работой Борисова-Мусатова. Сердце художника не выдержало, и в 1905 г. мастер скоропостижно скончался. Похоронили Виктора Эльпидифоровича в Тарусе, на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти.


Позднее на могиле был поставлен памятник работы его друга, А.Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика, по сюжету одной из картин художника.

Сегодня на аукционах картины Борисова-Мусатова появляются редко. В ноябре 2014 г. на аукционе MacDougall`s была продана работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 г. художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалось в Великобритании в частной коллекции. Было продано за 65 тыс. фунтов стерлингов (102 тыс. долларов). В 2004 г. за 245 тыс. долларов была продана картина «Пастухи со стадом ночью». Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 г. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника. После создания картину у живописца приобрел В. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра. На аукционе ее продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов). Свою цену в мире чистогана назначают всему, но мы же понимаем, что эти творения бесценны и находятся в золотом фонде человечества.











Автор
Станислав Минаков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе