Две судьбы с одним отличием
С одной стороны, между авторами выставок «Николай Игнатьев: цвет и форма» и «10 лет» много общего. Оба получили непрофильное образование: Игнатьев окончил МГИМО, Максимишин – Ленинградский политехнический. Оба начали снимать за границей, во время службы в армии. Оба отмечены признанием критики и самой престижной мировой премией фотожурналистики World Press Photo: Сергей Максимишин дважды становился ее лауреатом – в 2004-м (в номинации «Искусство – одиночная фотография») и в 2006-м (в номинации «Повседневная жизнь»), а Игнатьев в 1986 году входил в состав жюри, представляя в мире фотожурналистики всю Россию. Оба публиковались на страницах одних и тех же изданий Time, Stern и Washington Post. Оба при жизни давали мастер-классы, у обоих было множество поклонников. Сергей Максимишин развивает эту область деятельности, учит молодое поколение и имеет множество, как говорят коллеги, «максимишат».
Но есть одно обстоятельство, которое и позволяет зрителю оценить изменения тенденций советского фоторепортажа. Сергей Максимишин пришел в профессиональную фотографию в 1990-е годы, когда Николай Игнатьев был уже признанным мэтром фотожурналистики и считался «родоначальником гуманистического фоторепортажа в России». Расцвет карьеры Максимишина пришелся на конец 1990-х и 2000-е годы. Сравнивая лучшие работы этих авторов, мы можем увидеть, как развивалась поздняя советская и российская репортажная съемка.
Грузовик с мясом на фоне улицы. Николай Игнатьев, Свердловск, март 1991
Николай Игнатьев начал заниматься фотографией в конце 1970-х. Он стал, возможно, первым русским фотокорреспондентом, снимавшим для зарубежных изданий в Афганистане, где работал переводчиком. Позже он снимал в Китае и СССР. В отличие от многих сильных и профессиональных фотокоров той поры он работал как свободный художник, не скованный советской системой.
Также на открытии выставки в галерее PHOTOGRAPHER.RU отметили, что «снимки Игнатьева очень выдержаны по цвету и свету. Контрастность и яркость точно выверены и просто идеальны, а сцены представляют гармоничное единство мира людей и окружающего». По словам фотокритика и куратора выставки Валерия Щеколдина, «задача фотографа – организовывать в кадре хаос. И Николай Игнатьев это умел».
В свою очередь Сергей Максимишин, физик по образованию, начал свою карьеру фотографа на Кубе, во время службы в армии. «Я стал военным корреспондентом можно сказать случайно, – в интервью GZT.RU рассказывает Максимишин. – Когда потребовался фотограф, кроме меня не было никого достаточно образованного, чтобы справиться с камерой».
Московская ночная жизнь. Стриптизеры стрип-клуба "Chez Peters". Николай Игнатьев, 1994 г., Москва
Стиль Максимишина – ирония и насмешка. Они гораздо более остры и сиюминутны. Вот священники несут икону по церковному двору: святых выносят. Вот работница Русского музея забралась в стеклянный выставочный шкаф: стала экспонатом. Вот группа престарелых расположилась в бассейне целебного источника. Гримасы на их лицах – явная ирония: здоровье не купишь.
Местами Максимишин эпатирует зрителя. Щерятся порушенными ртами заключенные колонии: у них КВН. Мальчик надувает тушу козла, на переднем плане миска с козлиной кровью. Прижимаются к стеклу слабоумные дети из психоневрологического интерната. Здесь важна еще и подпись: дети – актеры Наивного театра при интернате.
Новые постановки старых спектаклей
В работах двух талантливых художников постоянно встречаются сюжеты-двойники. Вот, например, в 1991 году Игнатьев снимает гору мяса: спустя десятилетие Максимишин повторит этот сюжет.
<Зверосовхоз "Пионер". Сергей Максимишин, 2004 г., Ленинградская область
Однако Игнатьев более поэтичен и метафоричен, в то время как его коллега жесток и не боится натурализма. Вот почти картинная фотография Игнатьева из московского стрип-клуба. Тема стриптиза повторяется на фото Максимишина.
Сотрудники банка отмечают день рождения сослуживца. Сергей Максимишин, 2001 г., Санкт-Петербург
Но здесь нет ни эротики, ни поэзии: «тело» на фото носит шрамы от полостных операций и танцует на российской корпоративной вечеринке. А вокруг до боли знакомые славянские лица в подпитии .
Изменились не объекты – изменился подход. Восторг перед многообразием мира уступил место демонстративному обнажению. Репортажный фотограф стал реалистом.
GZT.RU