«Граффити помогает искусству встретиться со зрителем прямо на улице»

3D-художник Эдгар Мюллер — о том, как правильно использовать городской асфальт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Зайцева

18 августа — по случаю фестиваля «Яркие люди» — асфальт в Парке культуры и отдыха имени Горького станет холстом для живописи. Эдгар Мюллер из Германии представит трехмерные оптические картины-иллюзии и пригласит прохожих поучаствовать в уличном представлении. Корреспондент «Известий» застала художника за работой (у дружелюбного дракона, вылетающего из водопада, появился хитрый зеленый глаз и наметились контуры крыльев) и попросила раскрыть некоторые секреты трехмерной «обманки».

— Дракон, нарисованный здесь, появлялся где-то раньше?

— Я никогда не повторяю композиции. Сначала я сделал набросок с красным драконом, но он оказался слишком агрессивным. Поразмыслив, решил нарисовать белого дракона, причем это девочка. Если в интернете вы будете искать картинки с драконами, вам попадутся только монстры в фантастическом стиле, похожие на пришельцев. Я не хотел пугать детей. Рисунок называется «Мой личный дракон»: на нем можно покататься, это придаст детям уверенности в себе.

— Это не первая картина, сделанная вами в Москве?

— В 2010 году я нарисовал здесь водопад. Было очень тяжело: стоял смог от лесных пожаров, дышать приходилось в маске. Но от работы я получил много позитива. До того я рисовал в Москве рекламное граффити, так что дракон — третья моя московская работа, а еще через месяц вернусь делать четвертую. Гете-институт пригласил нас на фестиваль в рамках культурного обмена между Германией и Россией.

— Почему вы чаще всего рисуете пещеры и водопады?

— Сам не знаю. С одной стороны, дело техники: в 3D легче сделать дыру, чем возвышение — больше возможностей расположить фигуры в композиции. С другой стороны — это философия. Когда я размышляю о первоэлементах, прихожу к земле, к почве, травам и деревьям, рекам и водопадам.

— 3D-иллюзия строится по законам физики. Вы чувствуете себя вольным живописцем или «технарем»?

— Одно без другого не сработает. Я люблю живопись, но люблю и программирование, математику. В 3D-иллюзии соединяются противоположности: творчество и строгий алгоритм. Вы можете нарисовать картину и с помощью специальной программы компьютер сгенерирует 3D-изображение, но я делаю все сам. Это еще и физическая работа: нужно вручную покрыть краской сотни квадратных метров асфальта.

— Работа масштабная. Вы пользуетесь помощью волонтеров?

— Раньше пользовался. По опыту выяснилось, что много времени и сил тратишь на объяснения. Проще сделать самому. У меня есть один друг — он помогает мне уже три года и приехал сейчас в Москву.

— Некоторые художники считают, что настоящие граффити создаются только тайком, нелегально. Вы когда-нибудь делали граффити в неразрешенных местах?

— Никогда. Хотя мое искусство имеет много общего с граффити: я рисую на асфальте, использую такие же краски, на картину смотрят прохожие, нет рам и стекол... Но там простая графика, а у меня сложный живописный язык, на одну композицию уходит как минимум пять дней, я не могу нарисовать ее ночью из баллончиков за полчаса. Так что рисую только там, куда приглащают.

— Уличные граффити вас радуют?

— Да. В некоторых уродливых немецких городах, на каком-нибудь сером бетонном мосту яркие позитивные граффити — украшение. Из страшилища они делают произведение искусства. Иногда, правда, надписи наносят на хорошие дома, разрушая впечатление, — это уже вандализм. Мне кажется, смысл нашей работы в другом. Граффити помогает искусству встретиться со зрителем прямо на улице. Ты выходишь на открытое пространство и говоришь с людьми посредством своих работ.

— О чем вы говорите со зрителями?

— Обо всем. Во-первых, я выражаю себя. Во-вторых, во время рисования прохожие всегда задают вопросы. С любой точки, кроме одной, 3D-иллюзии выглядят просто разноцветными пятнами на земле. Это рождает недоумение и интерес.

— Почему вы называете свои работы интерактивными?

— Каждый сможет сфотографироваться верхом на драконе (в других случаях, на краю водопада или огненной бездны). Камера стоит в нужной точке, делает снимки каждые 10 секунд, они автоматически загружаются на мой сайт, и вы можете бесплатно их скачать. Сейчас фотокамера тоже работает — помогает мне контролировать все стадии процесса и корректировать рисунок. Потом я поставлю перед камерой специальную линзу: она поможет увидеть изображение объемным.

— Без линзы иллюзия не возникает?

— Ее можно увидеть, но у людей не натренировано зрение, поэтому получается редко. Зрители просто ленятся встать на нужную точку, закрыть один глаз и настроиться. А с линзой картина, как игрушка для всех.

— Вы уедете, увезете линзу, а что будет с картиной?

— Обычно я оставляю линзу надолго, но здесь никто не может гарантировать ее сохранность, а это вещь недешевая. Поэтому картину смоют сразу после фестиваля. Конечно, для людей лучше и мне приятнее, когда изображение живет не один день, но не всегда это возможно.

Парк имени Горького гарантирует нестандартные подходы

В программе детского творческого фестиваля «Яркие люди» (Парк имени Горького, 18 августа) — интерактивный театр, танец, рисование, конструирование из картона и многое другое.

Организаторы обещают, что «традиционных» музыкальных, художественных и спортивных школ здесь не будет: они и так известны многим поколениям москвичей. Ярким современным детям гарантируются нестандартные подходы: приглашены центр «Шардам», мастерские Seasons, «Винзавода» и «Флакона», «Дерево сказок», «Созвездие», «Оранжерея», «Британская школа дизайна», музей «Экспериментаниум», проект «Булки не растут на деревьях» и др.

С набережной Москвы-реки на территорию парка Горького ворвется перформанс-карнавал — в дефиле примут участие не только огромные фигуры, созданные профессионалами, но и костюмы, сооруженные самими детьми, причем и в детских работах акцент будет сделан на крупные формы.

За день трижды выступит австралийская труппа Strange Fruit, совмещающая театр, танец и цирковое искусство: артисты используют длинные гибкие шесты как на ходули. Всего на площадки фестиваля выйдут более 400 артистов разных жанров.

Руководство парка обещает, что места хватит всем (три площадки фестиваля специально распределили по территории), а инфраструктура — от палаток с чаем и плюшками до туалетов — будет усилена. Впрочем, проверить это можно только на собственном опыте: завсегдатаи парка знают, что по выходным там довольно многолюдно, а очереди за сэндвичами всегда длинные.

Творческий детский праздник «Яркие люди» обещают сделать ежегодным, а одноименный интернет-портал соберет информацию обо всех детских студиях Москвы.


Кристина Зайцева/ИЗВЕСТИЯ

Александра Сопова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе