Год назад Кея Байрамова, президент Durdy Bayramov Art Foundation и одна из дочерей Народного художника Туркменской ССР Дурды Байрамова, открыла фонд в Торонто для сохранения наследия своего отца и продвижения художественного образования среди начинающих талантливых художников.
Кея Байрамова, президент Durdy Bayramov Art Foundation
Корреспондент «Часкора» узнал у Кеи, как за небольшой срок вывести художественный фонд на мировой уровень, организовать несколько значительных выставок, а также заручиться поддержкой Мирового банка и Смитсоновского института.
Дурды Байрамов (1938-2014) – один из ведущих художников Средней Азии и Советского союза. Автор более 5000 произведений искусства, которые экспонировались на более чем 100 персональных и групповых выставках по всему миру. Народный художник Туркменской ССР (1991), неоднократный лауреат многочисленных званий и премий. В 2015 г. одна из дочерей художника Кея Байрамова организовала Художественный фонд им. Дурды Байрамова (Durdy Bayramov Art Foundation), нацеленный на сохранение наследия художника и распространение художественного образования по всему миру.
– За плечами у вас большой опыт работы в сфере бизнес-менеджмента, в частности управление крупными предприятиями в ОАЭ. Однако в искусстве Вы – новичок. Не впали ли Вы на первых порах в панику, оттого что не были знакомы с особенностями сферы?
– Сказать, что я новичок – неправильно. В свое время я получила хорошее художественное образование. К тому же я росла в семье художника – искусство окружало меня с самого детства. Что же касается работы в фонде, многое действительно приходилось переосмысливать. Искусство – это не бизнес, где превалируют точность и схема. Здесь все в первую очередь связано с творческим началом. Нужно время, чтобы привыкнуть к этому.
– Однако предыдущий опыт управления все-таки помогает Вам?
– Безусловно. Я научилась понимать и чувствовать людей. Это очень важно и для поиска друзей фонда, и для поиска своей команды. В конце концов сам фонд создан для людей. В этом мы продолжаем следовать философии Дурды Байрамова, который всю жизнь творил для людей. Возьмем хотя бы серию его работ «Люди культуры», в которую входит более 150 портретов наиболее выдающихся представителей туркменской интеллигенции его времени. Сейчас мы понимаем, насколько это важно для истории Туркменистана.
Цветы моим друзьям, 2002. Холст, масло. 70х190
– Кстати, о команде. Как Вы подбирали специалистов?
– Ну, может, это прозвучит забавно. Помимо профессиональных качеств мне было важно знать, как человек относится к своей семье. Когда создаешь фонд для сохранения наследия своего отца, этот критерий становится таким же важным, как вопросы о компетентности. И команда сложилась действительно хорошая. Например, куратор фонда Роберт Понтсион, в течение восьми лет работавший в Смитсоновском институте, сегодня также является научным сотрудником Королевского музея Онтарио и Абердинского музея в Шотландии.
– Когда Вы только задумали Фонд, какие шаги вы предприняли в первую очередь?
– Сначала надо было определить цели, которые хочешь достичь. А затем уже выстраивать путь из точки А в точку Б. Одновременно велась работа в нескольких направлениях: необходимо было составить грамотный бизнес-план, собрать архив, разработать фирменный дизайн, сайт, организовать внутреннюю работу музея – могу перечислять до бесконечности.
Гранаты с Кара-Кала, 1983. Холст, масло. 66х126
– Я правильно понимаю, что самое главное для Вас – возродить интерес к творчеству своего отца?
– Это важно для меня и для всей нашей семьи. Ведь в советское время Дурды Байрамов был одним из ведущих художников. И сегодня мы стараемся сохранить не только его картины или фотографии, но и его философию. Папа воспитывался в детском доме в Кизыл-Арвате, это во многом повлияло на него и в творческом, и в личностном планах. Возможно, именно поэтому он так много внимания уделял преподаванию и помощи молодым художникам. Сегодня этим занимаемся мы.
– За год Вы организовали уже достаточно много проектов. Как Вы понимаете, что тот или иной проект станет успешным?
– Мыслей и идей всегда очень много. Важно их только правильно формулировать. Папа мне всегда говорил: если ты придумываешь что-то новое, помни, кто-то об этом подумал до тебя, но не воплотил в жизнь. Это, пожалуй, очень серьезный стимул для команды. У нас существует одно негласное правило: либо делай наилучшим образом, либо не делай вообще.
Натюрморт в мастерской, 1996. Холст, масло. 151х161
– Давайте обратимся к конкретному примеру. Недавно у Вас прошла выставка в Мировом банке в Вашингтоне. Как за столь короткий срок вы смогли добиться поддержки такой солидной организации?
– Посольство Туркменистана в США сделало нам предложение о проведении совместной выставки в Мировом банке в рамках празднования 24-й годовщины независимости Туркменистана и 20-летия его нейтралитета. Это был действительно успех. В результате Программа искусств Мирового банка стала партнером нашего Фонда.
– Планируете ли Вы какие-то проекты в России?
– Еще какие! В ноябре, например, в Академии художеств пройдет концерт по итогам международного конкурса композиторов «Музыкальная палитра Дурды Байрамова». Мы также работаем над проведением нескольких выставок в Москве и Санкт-Петербурге, но детали пока раскрывать не могу.
– О насущном. Как Вы привлекаете спонсоров, есть какой-то секрет?
– Секрета никакого нет. Мы просто делаем свое дело и стараемся рассказать об этом как можно большему числу людей. Перед Фондом стоит важная задача – помочь молодым художникам реализовать свой талант через образовательные программы и стипендии фонда. Например, сейчас мы работаем над проектом «Artist in a Residence»: начинающий художник в течение некоторого времени будет жить и работать в Музее Байрамова, а кураторы ведущих канадских и американских музеев будут оценивать его работу. Должно получиться интересно, видимо, наши партнеры и спонсоры считают то же самое.
Дары Августа, 2004. Холст, масло. 142.5х111
– В самом начале Вы сказали, что важно определить точку Б. Какую цель вы определили для себя?
– Следуя за Дурды Байрамовым, мы стремимся внести собственный вклад в художественное образование и культуру восприятия искусства. Наши образовательные программы, выставки, издательская деятельность – это лишь небольшие элементы того фундамента, на котором строится современное творческое и успешное поколение.